Призрак "руки ФСБ" в норвежском Заполярье

18:00 | 13.11.2015
Призрак

Призрак "руки ФСБ" в норвежском Заполярье

В здешних магазинах полно русских покупателей, в гавани стоят российские суда, а в местном музее вам расскажут о советских воинах-освободителях. Но это не Россия. Это - норвежский приграничный городок Киркенес. После окончания холодной войны он стал островком и образцом дружбы и сотрудничества приграничных территорий России и НАТО. Но теперь новое "похолодание" угрожает этой заполярной дружбе, и одним из тревожных сигналов об этой угрозе стало увольнение известного в Киркенесе журналиста.

Для журналиста Томаса Нильсена нет роднее и уютнее мест, чем дикие берега холодного Северного Ледовитого океана. Седеющий, но сильный, поджарый и быстрый как мальчишка Томас больше всего любит бродить на лыжах между сопок и скал или плавать на лодке или байдарке по рекам в болотистых лесах на просторах его родного норвежского севера и соседнего российского Кольского полуострова.

Он занимается экологией, водит в походы туристов и до недавнего времени редактировал в Киркенесе онлайн-издание Barents Observer. При этом одной из целей своей работы во всех этих трёх областях он всегда считал разрушение барьеров между людьми по обе стороны границы.

Во времена холодной войны эта граница - между СССР и НАТО - была линией жёсткого и напряжённого противостояния.

Российские подводные лодки с ядерными ракетами и сейчас базируются там же, где были в советское время, километрах в ста пятидесяти.

Лаборатория контактов

Но с концом советской эпохи Киркенес стал, как выражается Томас Нильсен, "лабораторией контактов между Востоком и Западом".

Жители приграничных территорий с обеих сторон могут ездить через границу без виз. Россияне едут в Киркенес за памперсами, одеждой и едой - и тем самым очень помогают экономике города. Некоторые даже живут и работают в Киркенесе.

Норвежцы же ездят на российскую сторону за дешёвыми бензином и водкой. А также постричься и полечить зубы.

"Высокие широты - низкая напряжённость", - напоминает Томас Нильсен лозунг правительства Норвегии.

"Это, конечно, звучит плакатно, но это очень важный для Норвегии лозунг, потому что Норвегия - маленькая страна, нас всего пять миллионов, и при этом мы граничим с самой большой страной в мире", - говорит Нильсен.
 

 
Теперь, как опасаются некоторые норвежцы, отношения с Россией оказались под угрозой - и одним из проявлений этой угрозы оказалась история, приключившаяся с Томасом Нильсеном.
 

Версия: рука ФСБ

В прошлом месяце издатели Barents Observer - а им владеют совместно советы нескольких коммун региона - уволили Томаса с поста редактора издания. Причиной стали разногласия относительно границ свободы редактора.

По словам Нильсена, издателям не понравилось, как Barents Observer пишет о России. Особенно, как он утверждает, их обеспокоила статья Нильсена, в которой он критиковал президента Путина за давление на независимую прессу и гражданское общество.

"Глава правления вызвал меня к себе и сказал, мол, ты уволен, собирай вещи, и чтоб к концу дня тебя здесь не было. Меня поражает, что такое вообще возможно в Норвегии в 2015 году", - говорит Нильсен.

Норвегия - один из лидеров в мировых рейтингах свободы прессы, и вокруг случая с Нильсеном разразился скандал. Особенно после того как государственная вещательная компания, НРК, объявила, что увольнения Нильсена требовала российская ФСБ.

Посольство России в Осло возмущённо отвергло эти обвинения. Однако, по словам Нильсена, российский генконсул в Киркенесе ранее говорил ему, что "Москве не очень нравятся некоторые публикации в Barents Observer".

Версия: перестраховка

Впрочем, Нильсен ни в коем случае не утверждает, что кто-то из норвежских политиков выполняет приказы России.

"Я думаю, это больше глупость наших издателей: они боятся испортить традиционно хорошие отношения между приграничными территориями", - говорит он.

 
 
Сами эти издатели заверяют, что увольнение Нильсена никак не связано с тем, как он и издание писали о России и что они никогда не обсуждали эту тему с российскими официальными лицами.
Так или иначе, случай с Нильсеном заставил норвежцев задуматься, переживёт ли сложнейшая, ажурная сеть трансграничных связей нынешний период напряжённости в отношениях Запада и России западные санкции, российское продовольственное эмбарго и всё прочее.

Жители Киркенеса в целом хорошо относятся к русским ещё со времён Второй мировой, когда советская армия освободила их от немцев.
"Мы смотрели на них буквально как на спасителей", - вспоминает местная писательница Улауг Би Гамнес. Сейчас ей 80, а в 1944 году она девятилетней девчонкой встречала в Киркенесе советских солдат.

76 россиян на душу населения

"Они стояли здесь год. Снабжали нас едой. Даже специально ездили за ней на российскую территорию. Они не отнимали у людей дома, как немцы. Сами жили в палатках, а местным позволили жить в уцелевших домах", - говорит Улауг Би Гамнес.

Затем началась холодная война, и отношения с советскими стали совсем другими.

Сесили Хансен, только что оставившая пост мэра Киркенеса, выросла прямо у границы - но ни разу не пересекала её до 14 лет.

 
 
А теперь Сесили Хансен регулярно ездит в Россию. А Киркенес с его населением в 4,2 тыс человек в прошлом году посетили 320 тысяч россиян.

Многие указатели и вывески в Киркенесе продублированы или написаны на русском - особенно в трёх больших торговых центрах.

Хансен говорит, что россияне покупают даже безумно дорогой норвежский алкоголь - в то самое время, когда норвежцы ездят к ним за дешёвой водкой.

"Русские доверяют норвежскому качеству. А наших качество российских напитков не волнует, главное - дёшево и много градусов, и неважно, что оно там ещё содержит", - размышляет бывший мэр.

Удар по добыче

Русский шопинг очень важен для экономики Киркенеса, но ещё важнее - сотрудничество в нефтегазовой отрасли. Норвежская компания Norterminal во фьорде Киркенеса заливает российскую нефть в западные океанские танкеры. Доставлять её потребителям в небольших российских танкерах, рассчитанных на льды Заполярья, невыгодно.

Сама торговля нефтью под западные санкции не попала, но запрет на передачу техники и технологий ударил по совместным проектам по разработке северных месторождений.

"У многих компаний из-за санкций - спад. Бизнесу нужна предсказуемость. Многие просто отказываются", - говорит сотрудник Norterminal Удд Арне Хёуэнг.

Поток российских покупателей в Киркенес в этом году тоже сократился. Сесили Хансен связывает это прежде всего с падением рубля, но какую-то роль, по её мнению, сыграл и рост антизападных настроений среди россиян.

Российские антисанкции сильно ударили по норвежским рыбакам - большая часть их улова до эмбарго шла в Россию.

 
 
Томас Нильсен после увольнения решил создать собственное онлайн-издание. Он говорит, что Россия "нагнетает атмосферу недоверия" к Западу и что норвежская пресса ни в коем случае не должна молчать о проблемах России ради хороших отношений с ней.

В то же время Нильсен надеется, что похолодание в отношениях между властями России и Норвегии не разрушит дружеские связи обычных людей, живущих по обе стороны границы в далёком Заполярье.

"Эта наша лаборатория контактов между Востоком и Западом доказала, что сотрудничество между людьми - это важно, и особенно важным оно становится в смутные времена, во времена, когда между Востоком и Западом дуют холодные ветры", - говорит Томас Нильсен из Киркенеса, что на берегу Северного ледовитого океана, рядом с Россией.

www.ann.az
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Милли Меджлис осудил доклад Европарламента