Интервью ANN.Aaz с профессором Институте правительства и политики Университета Тарту (Эстония) Андреем Макарычевым
- Как можете оценить сегодняшнюю ситуацию в Украине?
- Есть два основных направления, которые определяют текущие изменения в Украине. С одной стороны, есть национальная консолидация, импульс, получивший развитие в результате политической энергии Майдана и на основе явно проевропейских эмоциональных течений. С другой стороны, мы видим тревожные следы распада государственного аппарата. Вторая тенденция предположительно наблюдается и претворяется в жизнь при участии местных олигархов, которые пытаются воспользоваться текущей запутанной ситуацией.
Особо стоит отметить оборонные возможности Украины, которые оставляют желать лучшего и к которым возникает очень много вопросов…
- Охарактеризуйте позицию России и позицию Запада в украинском конфликте.
- Под ложным предлогом защиты своих соотечественников Россия играет дестабилизирующую роль, прямо или косвенно поддерживая сепаратистские группировки в Восточной и Южной Украине. В более широком смысле Кремль считает, что его политика носит оборонительный характер, так как он обвиняет Запад во вмешательстве во внутренние дела Украины и в искусственном создании ситуации «оранжевой революции» во второй раз за историю этого государства.
Но даже без этих идеологических причин трудно представить, что Россия могла бы остаться безучастно в ситуации, когда идет перетягивание каната в соседней стране. Владимир Путин имеет много козырей в рукаве, и, кажется, готов идти на риск, что делает его положение довольно сильным. Тем не менее, все может измениться, ведь реальные боевые действия приводят к реальным жертвам на земле.
Что касается Запада, то очевидно, что никто не хочет начинать серьезную конфронтацию с Россией, даже если цена бездействия - потеря репутации некоторых стран Восточной и Центральной Европы. К тому же основные западные правительства не видят Украину в качестве страны, которая должна быть спасена от России, а затем интегрирована в ЕС или НАТО.
- Можно ли считать, что именно в Украине началась очередная холодная война между Западом и Россией?
- Ситуация в Украине существенно заморозила отношения России с Западом. Не менее существенным является то, что Восточная Европа, и в целом ЕС, столкнулся с ощутимым ограничением способности нормативно и институционально поглощать соседние страны. Элиты в Минске, Киеве и Кишиневе крайне скептически относятся к перспективам их отношений с ЕС и предпочитают использовать интерес ЕС, чтобы извлечь как можно больше материальных преимуществ в результате сложившейся ситуации.
- Многие эксперты различных стран считают, что Россия решила собрать вокруг себя бывшие советские республики с тем, чтобы восстановить некий Союз наподобие Советского. Ваше мнение на этот счет?
- Я согласен, что это имперская модель, которая, кажется, является ключом, неким ориентиром для грандиозного проекта Кремля. Лишним доказательством чему является очевидное возрождение многих советских культурных и административных практик внутри России. То, что в течение двух десятилетий ранее считалось культурным феноменом постсоветской ностальгии, в настоящее время превратилась в движущую силу Кремля, организованную политическую силу, проект имперской реставрации.
- Бытует мнение, что вслед за Украиной дестабилизация ситуации ожидает Молдову (Приднестровье, Гагаузия). Вероятность велика, по-Вашему?
- Уверен, что Молдову ждет непростое будущее. Во-первых, есть много свидетельств политической дестабилизации в Одессе, которая расположена в непосредственной близости от Приднестровья, со всеми возможными вытекающими последствиями. Во-вторых, предстоящие парламентские выборы в Молдове планируются на осень этого года, по итогам которых к власти могут вернуться коммунисты. Они, несомненно, пересмотрят свою проевропейскую политику нынешней власти.
- А, как, по-Вашему, в ближайшее время Россия будет вести себя по отношению к Азербайджану и карабахскому конфликту, посредником которого она является?
- Некоторое давление из России Азербайджан, возможно, будет испытывать. Связано оно будет с желанием Москвы изменить свою роль на Южном Кавказе, став ведущей силой региона путем окончательного формирования отношений с Арменией по принципу «покровитель» - «подзащитный». Также Москва желает нейтрализовать возможное сопротивление своим геополитическим планам, в том числе в Черноморском регионе, со стороны Турции.
Что касается Нагорного Карабаха, то в списке приоритетов России этот конфликт находится ниже приднестровского или конфликтов в Южной Осетии и Абхазии…
Гамид Гамидов
ANN.Az