Армения в ЕАЭС. Стал ли Карабах нам ближе?

19:45 | 11.10.2014
Армения в ЕАЭС. Стал ли Карабах нам ближе?

Армения в ЕАЭС. Стал ли Карабах нам ближе?

Армения официально вошла в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Вошла в границах, которые признает ООН. Без Нагорного Карабаха.


В том, что Армения стала членом ЕАЭС без Нагорного Карабаха, на самом деле нет никакой сенсации. Поэтому эйфория, в которой почему-то пребывают некоторые отечественные СМИ, для меня, как для азербайджанца, в чем-то даже оскорбительна.


С какой стати Армения могла войти в ЕАЭС вместе с оккупированными территориями? На каком таком основании? Есть границы Армении, признанные ООН. Есть границы, признанные другими международными организациями. Нагорного Карабаха в них нет.


Нагорный Карабах – это часть территории Азербайджана. Это признают в ООН, признают абсолютно все государства нашей планеты. Мало того, это признает сама Армения, которая так и не признала сепаратистский Нагорный Карабах ни как часть своей территории, ни как независимое образование.


Так что эйфории некоторых азербайджанских СМИ по поводу вступления Армении в ЕАЭС без Нагорного Карабаха, извините, не разделяю. Ведь по-другому и быть не могло. Ибо в противном случае основатели Таможенного и Евразийских союзов фактически признали бы оккупационную политику армянского государства и поставили под удар свои отношения с Азербайджаном. Отношения, которые для них сегодня важны куда больше, чем партнерство с Арменией.


Вхождение Армении в ЕАЭС без Карабаха означает, что между нею и Нагорным Карабахом отныне должна быть установлена официальная граница и должны заработать таможенные пункты.


Должны.


Но. Простите, кто сказал, а главное, кто дает гарантию, что всё так и будет?


Кто будет контролировать наличие и работу таможенных пунктов между Арменией и Нагорным Карабахом?


Россия, Казахстан, Беларусь?


Вряд ли.


Да и как технически это будет осуществлено? Российские или белорусские таможенники будут расквартированы на границе Армении и Карабаха, и денно и нощно будут следить за исполнением договора о вступлении Еревана в ЕАЭС?


Не думаю.


Поэтому эйфорию по поводу грядущей установки таможенных пунктов на границе Армении и сепаратистского образования, простите, тоже не разделяю. Даже, если некое подобие таможенных пунктов и будет иметь место быть, сделано это, скорее всего, будет чисто формально. На деле исполнять свое предназначение таможенные пункты не будут.


Мои коллеги утверждают, что с юридической точки зрения, с точки зрения возвращения оккупированных земель под юрисдикцию Азербайджана, вступление Армении в ЕАЭС, и, как следствие установка таможенных пунктов между нею и Нагорным Карабахом очень важны.


Возможно.


Но, простите, разве признание территориальной целостности Азербайджана всеми государствами и международными организациями планеты – не есть достаточные основания, чтобы оккупированные территории вернулись под юрисдикцию Баку? Разве Астана, Минск или Москва когда-либо признавали Карабах как часть Армении или независимое образование?


Наконец, разве все это позволило нам вернуть хотя бы сантиметр оккупированных территорий?


Увы, пока нет. А ведь у Баку с самого начала конфликта были все основания и 100-процентные права, в том числе с юридической точки зрения, на возвращение оккупированных территории.


Несмотря на вышеотмеченный скепсис, тем не менее, допускаю, что вступление Армении  в ЕАЭС, действительно может быть первым шагом на пути к возвращению оккупированных территорий. Но дело тут не в установке или отсутствие таможенных пунктов между Арменией и Нагорным Карабахом. Дело несколько в другом. Если до этого момента Ереван политически, экономически, в плане безопасности и т.д. зависел от России на 98-99%, то после вступления в ЕАЭС стал зависеть на 101%.  Москва, которая, будем откровенны, имеет прямое отношение к развязыванию конфликта в Карабахе, остается, на мой взгляд, единственной, так сказать, третьей стороной, которая имеет возможность реально повлиять на возвращения Азербайджану оккупированных территорий. Теперь ей сделать это куда легче. Дело, так сказать, за малым – было бы желание.


Желание это зависит от вектора дальнейшего развития отношений между Баку и Москвой. А, судя же по отношениям, которые сейчас выстраивают Азербайджан и Россия, есть все основания надеяться, что Россия действительно предпримет реальные шаги, чтобы заставить Ереван начать-таки возвращать то, что ему никогда и не принадлежало…


Гамид Гамидов  


ANN.Az

 

0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Состоялось судебное заседание по делу Расула Джафарова