Из 77 лет, что Пакистан существует как независимое государство, 30 лет в нем правил дуумвират: армия и Межведомственная разведка (ISI). И даже когда не правили, то имели последнее слово в пакистанской политике. Причем никто не мог точно сказать, где заканчивается армия и начинается ISI - генералы переходили из одной структуры в другую, а потом обратно. Словом, это каста, казавшаяся монолитной. До ареста Фаиза Хамида.
Должность генерального директора Межведомственной разведки всегда считалась второй по значимости административному и финансовому ресурсу военной должностью в стране после командующего армией. И Хамид занимал ее с 2019 по 2021 год. Да, все правильно, во время пребывания Имрана Хана на посту премьер-министра, союзником которого он не без оснований считался.
С отстранением Хана от власти закатилась и звезда Хамида – через четыре месяца после того, как армия в 2022 году сместила пакистанского премьера, он был отправлен в досрочную отставку. Согласно принятой традиции, ему предложили равнозначную должность в армии - командующий корпусом в Пешаваре – но пришедший к власти Шехбаз Шариф сделал все возможное, чтобы его назначение не состоялось. Просто вычеркнув Фаиза Хамида из списка потенциальных кандидатов на два высших поста в армии Пакистана. Дружбы с экс-премьером директору Межведомственной разведки не простили…
Слишком сильно по поводу своей полной отставки с военной службы экс-директор ISI расстраиваться не стал и ушел в бизнес с недвижимостью. И тут нужно напомнить, что армия и разведка в Пакистане – это не только силовые структуры, но и крупнейший в стране коллективный бизнесмен, в собственности которого земля, предприятия и много чего еще. Так что отставному пакистанскому военному такого ранга отставка не так уж и страшна – он все равно будет в шоколаде.
Фаиз Хамид не учел только одного – новая власть о нем забывать не собиралась. И каждое его высказывание, каждая встреча старательно фиксировались и подшивались в его досье. А поскольку своих симпатий к находящемуся в заключении Имрану Хану Хамид и не собирался скрывать и часто встречался с его однопартийцами, оставшимися на свободе, то дальнейший ход развития событий предугадать было совсем не сложно.
Понимал ли это сам Хамид? Думаю, что прекрасно понимал, работа в должности генерального директора спецслужбы дает совершенно специфический опыт, знаете ли. Но он надеялся на то, что каста своего не выдаст. И у него были на то основания, поскольку за всю историю Пакистана никого из генералов, чтобы они не совершали, к сколько-нибудь серьезной ответственности власти страны привлечь не смогли. А если такое и происходило, то это были как раз такие исключения, которые подтверждают общее правило.
В расчеты Хамида вкралась только одна ошибка – именно армия стояла за смещением Имрана Хана, именно для нее он и близкие к нему люди были главным раздражителем. Столь серьезным, что армейская верхушка в данном вопросе готова пойти на беспрецедентные шаги.
А поскольку Хамад ушел в бизнес, связанный с недвижимостью, в котором во всех странах граница между законом и правонарушением весьма зыбкая, то найти формальный повод для его ареста было не просто легко, а очень легко. Под бурные аплодисменты администрации Шахбаза Шарифа, у которой с пакистанской армией пока вроде как дружба и взаимопонимание.
Правда, армейская верхушка Пакистана все же не стала переходить в отношении Хамада «красных линий» и выдавать его гражданским - дело экс-директора ISI будет рассматриваться в военном судопроизводстве. Так что сохраняется надежда, что Хамад отделается номинальным наказанием. В противном же случае у пакистанских властей, что армейских, что гражданских, могут возникнуть серьезные проблемы.
www.anews.az
Следите за нами в социальных сетях !