Кямал Али
Баку был любим туристами и в советское время, когда у нас, кроме Девичьей башни и замазученного Каспия, пожалуй, ничего и не было. Теперь, после строительства в Баку трех башен-близнецов Flame Towers, подсветки городских зданий и облицовки хрущевок, столица стала краше. В Баку вновь приезжают туристы. Свободных мест в упомянутых башнях-отелях, во всяком случае, нет, несмотря на 300-манатную стоимость суточного проживания в номере.
Тем более, становится стыдно, когда наш придирчивый взгляд натыкается на бакинские ляпы, обязательно шокирующие любого туриста. В прошедшую субботу я прогулялся по родному городу и сфотографировал их. Не все наши ляпы, ибо их много, только некоторые.
Туристы из стран бывшего советского пространства, выросшие на советских фильмах, желают увидеть в Баку место падения героя фильма «Бриллиантовая рука», гениально сыгранного Никулиным. Туристы ходят по исторически-архитектурному комплексу Ичери Шехер, спрашивают прохожих, и, не найдя специального указателя для туристов, очень удивляются. Признаюсь, я и сам с трудом нашел вход в тот знаменитый подвальчик. Но было бы хорошо, если бы ИВ Баку установила там специальный указатель. Года два тому назад появилась даже идея установки на том месте бронзового памятника Никулину. Жаль, но ценная идея не реализовалась.
Идем по старому городу дальше. У крепостных стен, что за станцией метро «Ичери Шехер», установлен красивый и уникальный в своем роде памятник гениальному поэту Алиаге Вахиду. Такого оригинального памятника больше нигде в мире нет. Однако, если прочитать текст на мраморной доске, укрепленной у подножия памятника, невозможно не удивиться. Согласно тексту, кстати, на азербайджанском и английском языках, поэт родился в 1943-м году, а первое его произведение издано в 1916-м. Парадокс? Ошибка? Хочется услышать объяснение.
Выйдя из крепостных ворот, спускаемся вдоль стены к площади Азнефть. Справа от туристов – красивый сквер с фонтаном и белыми мраморными колоннами, в греческом монументальном стиле. Возникает резонный вопрос: какая связь между греческой античной архитектурой и строениями восточного Баку? Могут ли сочетаться находящиеся друг против друга два столь различных архитектурных направления?
Для того, чтобы убедиться в их несочетаемости, поворачиваем голову налево и с ужасом обнаруживаем (конечно, ужас охватывает европейского туриста, не привыкшего к такому, а не привычного ко всему бакинца) вбитые металлическими клиньями в стену XVI века современные гигантские часы. С циферблатом и стрелками высотой в два человеческих роста. Поразительная, с позволения сказать, чисто азербайджанская «забота» о нашей истории. Я могу понять желание бизнесмена привезти в Баку импортное оборудование и продать его городской власти. Но современные часы можно было установить на современной стене. Неужели не жалко исторический памятник? Это такое же кощунство, как если бы современные детали вбили в Кремлевскую стену в Москве, или установили на поверхности египетских пирамид.
От фонтана пойдем пешком по улице Шейха Шамиля. Туристам придется перепрыгнуть через разрушенные и сдвинутые с места плитки на тротуаре, пройти мимо уличного мусора и удивиться при виде вывески над магазином. Бакинцы к этому языку привыкли и не реагируют, но туристы тут же вытащат фотоаппараты, чтобы зафиксировать азербайджано-русский язык. Есть такой уникальный язык на наших магазинных вывесках. Например, той, что я сфотографировал над магазином на улице Ш.Шамиля - «Malisok”.
Рядом с этим магазином я сфотографировал чудную витрину с не менее чудной скульптурной композицией. В композиции много эротики и натурализма, но за стеклом выставлено не произведение модного автора, а просто сложены фрагменты пластмассовых манекенов. Обычно в странах, где ценят туристов, не готовые к демонстрации витрины занавешивают и устанавливают щит – «витрина временно на ремонте». У нас весь эротический ремонт показывают гостям, не стесняясь.
Об ужасах, с которыми столкнутся туристы в Баку, можно рассказывать долго. Летающие и застревающие в ветвях деревьев пластиковые кульки, невероятно дорогое питание, сравнимое с парижскими ценами, такие же дорогие комнаты в отелях, кошмарно убогие бары и забегаловки, почему-то называемые «клубами».
Этот туристический сезон мы кое-как прожили. Читаем теперь в мировой прессе рассказы об ужастиках, с которыми иностранцы столкнулись в нашей стране. Очень хочется, чтобы в следующем сезоне такого не было.
ANN.Az
Следите за нами в социальных сетях !