В Армении скончался житель села Верин Кармирахбюр Тавушской области Мамикон Ходжоян. Тот самый, который был в азербайджанском плену и вернулся домой, пройдя проверку со стороны азербайджанских военных контрразведчиков. В плен попал 28 января, а возвращен армянской стороне 4 марта этого года.
Allahonarəhmət eləsin, cкажем мы, потому что в Исламе все люди равны, независимо от их расы, веры и национальности.
Сообщая о смерти 77-летнего Микояна, армянские СМИ не преминули воспользоваться возможностью уколоть азербайджанцев, добавив, что старика в Азербайджане пытали, а вернулся он в Армении с «многочисленными травмами, переломами и ушибами». Мол, причиной его смерти были пытки (lragir.am).
Придется ь выступить с пространным разъяснением.
О состоянии покойного многое говорит его возраст – 77 лет. К тому же Ходжоян, как сообщала 28 января ереванская газета «Еркрамас», «страдает психическим заболеванием и прописан в диспансере».
Что касается якобы пыток в азербайджанском плену, то уверен, что это ложь хотя бы потому, что азербайджанским военным совсем не нужно объяснять причину смерти пленного, которая могла бы его постигнуть после первой же пощечины – слишком уж он был слаб. То есть ни о каких пытках не может быть и речи.
Напоминаю важное обстоятельство: накануне возвращения старика армянам Ходжоян был обследован азербайджанскими врачами, которые констатировали у него ушибы и переломы, полученные до задержания. Ходжоян упал или наткнулся на что-то, пробираясь в тумане на нашу сторону, или имел травмы, будучи еще на территории Армении.
Эти травмы – перевязанная рука и замазанные зеленкой царапины на груди и руках, видны на фотографии, сделанной азербайджанцами в первый день задержания Ходжояна. То есть таким мы его от армян «получили».
Во время нахождения старика в плену его посещали представители Международного Красного Креста, державшие дело Ходжояна под своим контролем. Старик был возвращен домой также под патронажем этом международной организации, которая ни до, ни после, не обмолвилась о каких-либо пытках или чем-то, хотя бы отдаленном похожем на насилие.
Но самое показательное – сообщение ереванского СМИ о том, что «армянская общественная организация «Против правового произвола» обратится в Европейский суд по правам человека в связи с пытками, которым подвергся гражданин Армении Мамикон Ходжоян во врем пребывания в азербайджанском плену».
Далее в этом тексте говорится:
«Как сообщила исполнительный директор организации, первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян на пресс-конференции 17 апреля, уже есть итоги судебно-медицинской экспертизы, ведется работа с Генпрокуратурой. Подробности заключения экспертизы Алавердян не представила, напомнив о необходимости оградить бывшего пленного от повышенного внимания общественности (novostink.ru).
Но дело в том, что эта Алавердян «документ, составленный экспертизой» не представила общественности и потом, и вообще никакой аналогичный документ армянских врачей «о пытках» так и не появился.
Точно также как не сообщалось о направленном в Евросуд заявлении от упомянутой армянской организации.
3 мая в сообщении о возвращении в Армению Ходжояна Armenianreport.com передает слова дочери и медсестры, перечисляющих раны и переломы на теле старика. Примечательны следующие слова медсестры: «судя по ранам, он подвергался тяжелым пыткам, он еле говорит, находится почти в бессознательном состоянии...».
Далее в том же сообщении говорится о том, что журналисты «связались с главой села Верин Кармирахбюр Камо Чобаняном, который сообщил, что сегодня его (Ходжояна – К.А.), посетят представители Красного креста: «Сейчас он не представляет, где именно находится. Наверное, на азербайджанской стороне так его запугали, чтобы он молчал».
На снимке же, сделанном в той больнице мы видим сидящего, а отнюдь не лежащего (ведь больной должен был лежать в кровати, судя по тому, что мы сейчас читали о его состоянии) Ходжояна, который лицом выглядит лучше (полнее), чем был на снимке, сделанным в первый день пленения.
И самое главное – армянские журналисты так и не сказали, как оценили состояние вернувшегося из плена представители Красного креста, навестившие покойного 3 мая.
Почему не сообщили? Потому, что Красный Крест и во время плена Ходжояна и после его освобождения не обнаружил признаков насилия над ним.
До сегодняшнего дня ни одна международная организация, хоть как-то связанная с делом Ходжояна, не обвинила Азербайджан в противоправным действиях в отношении к пленному.
Все перечисленное четко указывает на то, что 77-летний, хронически больной человек скончался естественной смертью. Конечно, жизнь в плену и стрессы, неизбежно сопровождающие плененного, жизнь не удлиняют. Но в этом Азербайджан совершенно не виновен..
Кямал Али
ANN.Az