В первый месяц службы Закира Гасанова на посту министра обороны (с октября 2013 года) азербайджанцы радовались отсутствию вестей о самоубийстве солдат и гибели военнослужащих в небоевых условиях. Ведь именно вследствие большого количества таких случаев в нашей армии имя бывшего министра Сафара Абиева вызывало в народе такую ненависть, а молодежь в Баку выходила на протестные митинги.
Но прошло немного времени, и мрачные вести в наших СМИ появились. Напомню последние: 29 марта солдат Рахид Аскеров ранил себя из табельного автомата. Днем раньше рядовой Самед Акбарли нанес ножевое ранение рядовому Кенану Мамедзаде.
По данным аналитического центра «Доктрина» в первом квартале этого года только в азербайджанской армии (пограничные, внутренние войска – это другое) погибло 15 военнослужащих и 12 получили ранения и телесные повреждения. Из погибших пятеро убиты армянами, остальные скончались в небоевых условиях.
Почему, ведь Абиева уже в военном министерстве нет, а есть Гаралов! Может, от смены министров ничего в этом ведомстве не улучшается, и менять поэтому одного на другого не надо?
Эти вопросы я задал военным экспертам.
Узеир Джафаров считает, что есть несколько причин продолжающейся гибели военнослужащих в нашей армии.
- Не буду вдаваться в подробности, но скажу откровенно, что самая главная проблема - это человеческий фактор. На линии соприкосновения с войсками противника наши солдаты допускают оплошности, а армянские снайперы этим пользуются. Даже некоторые офицеры и сверхсрочники халатно относятся к своим обязанностям. Поэтому, даже если назначить на пост министра самого опытного генерала или адмирала, если не будут предъявлены строжайшие требования к младшему и старшему командному составу, небоевые потери будут продолжаться.
К сожалению, в этом году продолжаются случаи суицидов. Значит, командиры по-прежнему безалаберно относятся к нуждам, заботам и проблемам солдат.
То, что сменили бывшего министра обороны Сафара Абиева на Закира Гасанова, не выход из положения. Необходимо усовершенствовать законодательную базу и поднять ответственность командиров всех степеней, - сказал Джафаров.
ВоенныйэкспертЯшарДжафарли:
- По моему мнению, для полноценного сравнения двух министров надо дождаться окончания первого года службы Гасанова на посту министра, и сравнивать количество наших потерь в этом квартале по первому кварталу прошлого года. При этом обращать внимание не только на потери среди личного состава, но и на другие показатели.
Например – анализировать потери в боевых и небоевых условиях, исходить из интенсивности боевых действий в эти периоды, влияния на региональные процессы мировых событий. То есть оценка действий министра должна исходить не строго из количества потерь, а с учетом «оправдательных» обстоятельств. Если эти потери дают нашей стране какие-то преимущества и успехи, значит, гибель военнослужащих как-то оправданна, и наоборот.
Но в любом случае, как Сафар Абиев, так и Закир Гасанов ответственны за гибель солдат и офицеров. Не хочу проводить тут какие-то сравнения, но скажу, что наши потери за 19 лет министерского правления С.Абиева ничем не были оправданны, ни в какой военной области мы в те годы не продвинулись. Считаю гибель военнослужащих в годы правления Абиева бессмысленной . В этом в первую очередь виноват Абиев, относившийся к своим обязанностям крайне безответственно. Он был обязан отговорить даже президента от действий, могущих привести к безосновательным потерям.
Если бы в списке наших шехидов были родственники, дети Абиева или он сам, ему можно было бы придумать оправдание. Но он даже не пытался застрелиться. Настоящий генерал, столкнувшись с таким количеством смертей своих подчиненных, должен был застрелиться или подать в отставку. В военной истории таких случаев известно множество.
Директор Центра военных исследований Джасур Сумеринли:
- Сафар Абиев должен быть привлечен к уголовной ответственности за бессмысленную гибель военнослужащих в 19 лет его министерской деятельности. К сожалению, по известным причинам президент И.Алиев не заинтересован наказывать Абиева.
В этом году себя убили 6 военнослужащих, из них пятеро – подчиненные Министерства обороны. То есть традиционное самоубийство в нашей армии продолжается. Начало этой традиции положено в министерскую бытность Абиева. Ликвидация причин, по которой солдаты и офицеры кончают жизнь самоубийством, займет много времени. Абиев не только не боролся с этим явлением, при нем условия службы в армии ухудшались, положение стало критическим. Думаю, что вся деятельность, а лучше сказать бездеятельность Абиева и его генералов должна быть расследована, это важно для прекращения самоубийств в армии.
По моему мнению, для предотвращения гибели военнослужащих необходимы следующие меры: 1. Общество должно получать информацию о преступной вине ответственных лиц за гибель военнослужащих, а военно-следственные органы должны работать открыто. Сегодняшняя атмосфера безнаказанности в армии порождает новые преступления. Преступники должны быть строго наказаны, чтобы другим был урок.
2. В воинских частях следует обеспечить соблюдение прав человека и верховенства закона. Необходимо проводить тренинги, на которых обучать военнослужащих соблюдению их прав и информировать их об этих правах. Следует учитывать положительный пример НАТО в этой области. Каждый случай насилия над солдатами должен быть обязательно доведен до начальства.
3. Надо усилить профессионализм и ответственность офицеров, следящих за морально-психологическим климатом в воинских частях, расширить воспитательную работу и повышать правовую грамотность офицеров.
4. Должна быть принята специальная государственная стратегия подготовки военных кадров, начата подготовка качественных новых военных специалистов, с этой целью необходимо улучшить материально-технические и особенно кадровые возможности Высшего Военного Училища. К преподаванию необходимо привлечь военных специалистов из стран НАТО, в первую очередь Турции.
5. Государство должно улучшить социальные условия военнослужащих, поднять зарплату и пособие для оплаты найма квартир. Сейчас офицеры получают на это 49 манат.
Служащие в тылу лейтенанты получают сегодня около 450 манат. Считаем, что эта сумма должна быть повышена минимум до 1000 манат.
6. Должен быть подготовлен государственный документ о переходе армии на контрактную основу. Система призыва должна постепенно заменяться на контрактную. Одновременно надо расширять практику привлечения на военные должности гражданских людей.
7. В целом, по стране должна быть принята стратегия построения вооруженных сил, чтобы военнослужащие ясно знали, что их ожидает в будущем. Пока люди в военной форме не уверены в своем завтрашнем дне, военная профессия становится непопулярной и непрестижной.
Думаю, что претворение указанных мер приведет к тому, что Вооруженные Силы вступят на качественно новый уровень, а количество небоевых потерь в армии сократится, - подытожил эксперт Сумеринли.
Кямал Али
ANN.Az