Гамид Гамидов
Поминки. Мужчины сидят за столами, поставленными, как обычно, буквой «п». Разговаривают. Общаются.
Подсаживаюсь к знакомым, друзьям, соседям. Понимаю, что разговор, как это бывает в 99% случаев, ведется на тему религии. Буквально через 30 секунд становится ясно, кто агитатор и пропагандист, кто оппонент, кто с интересом слушает, явно не имея своего четкого мнения, а кто свое мнение имеет, но не высказывает (это всегда видно по глазам).
В подобного рода разговорах участвовал несметное количество раз. Знаю, к чему они приводят.
Ни к чему. Каждый остается при своем мнении.
Но через пару минут ведущие беседу лица (как это обычно бывает) обращаются к тебе с целью вовлечь в разговор.
Пытаюсь отшутиться. Дескать, ребята, в пропаганде не участвую и вообще, каждый все равно остается при своем мнении. Но знакомые не унимаются. Участвующих в споре становится больше. Из них больше тех, кто отстаивает религиозную точку зрения.
Суть спора – намаз. Нужно ли его совершать? А главное, чем совершающий намаз человек отличается от не совершающего?
Доводы приводятся самые разные. В какой-то момент невольно подключаюсь к беседе, улыбаясь, задаю пару прямых вопросов верующим собратьям.
Отвечают. Злятся, но отвечают. Какие-то вопросы словно не слышат (отвечать на них им, видимо, не с руки), на совсем неудобные отвечают стандартно: «Так сказал (написал) Аллах»…
В конце концов, наиболее разумные из них соглашаются с тем, что единого мнения тут быть не может, и у каждого человека есть свое мнение, как насчет религии, так и веры.
На этом разговор был окончен. Тем более, что буквально тут же разговоры за столом вообще прекратились – начался «звездный час» муллы.
Последний попросил буквально 15 минут для своей проповеди (в указанное время не уложился. Спич его длился минут 45). Мулла – мужчина средних лет. Очки. Борода «эспаньолка». Знакомый акцент южных регионов.
Говорил складно. В том смысле, что было понятно - явно не в первый раз приходилось декламировать один и тот же «стих».
Все сказанное им пересказывать не буду. Остановлюсь на двух моментах:
1. Говоря, о том, что каждый правоверный мусульманин обязан совершать намаз, мулла привел один пример. Он попросил всех сидящих представить, что они имеют лишнее жилище, в котором приютили нуждающуюся семью, полностью обеспечивая ее всем необходимым и отказываясь брать какую-либо плату за это. Мулла, похоже, пытался все описать очень ярко, красочно и как можно ближе к реальности. Не забыл он отметить и то, что вы любезно оплачиваете коммунальные услуги тех, кого приютили.
И, вот, говорит мулла, проходит, месяц, два, три, четыре… «Вы исправно продолжаете помогать этой семье, но никто из их членов за это время не скажет Вам и спасибо. Разве это Вам понравится? Разве Вам будет приятно такое отношение? Разве не обязаны те, кого Вы приютили, сказать Вам спасибо?...Так же и с Аллахом…Он дал нам жизнь и все блага к ней, и своим намазом мы обязаны сказать ему спасибо», - заключил мулла.
Верующие за столом зашевелились, явно одобряя пример муллы, и, говоря друг другу о том, что 5 минут назад они приводили своим оппонентам те же примеры…
А я сидел, улыбался и поражался. Поражался людской недалекости. Ведь ожидать элементарное «спасибо» от того, кому ты делаешь добро, это как раз таки в природе человека, но вряд ли в природе Бога…
Разве ж можно людскими примерами и категориями мерить пожелания Господа?
А ведь эти люди так и делают. Свое людское мышление (не будем говорить сейчас об его уровне) они приписывают Богу, и считают подобные примеры крайне убедительными доводами в пользу необходимости совершать намаз.
Я не берусь что-либо утверждать от лица Бога. Но убежден в том, чтобы понять Бога невозможно мыслить людскими примитивными категориями – «око за око», «зуб за зуб», или «добро на добро»…
Вряд ли Богу нужно, чтобы кто-либо совершал намаз. Вряд ли Богу вообще что-либо нужно от человека. Человека, который (в том случае, если Бог действительно существует) несравнимо примитивнее Высшего Разума…
Так разве ж дело в намазе, друзья мои? Разве же не проще жить по совести, когда Аллах=совесть, или совесть=Бог (кому как нравится)?..
Разве ж не проще вести себя так, как того требует мораль и здравый смысл, и не делиться на христиан, иудеев, мусульман (а ведь те в свою очередь также делятся на различные религиозные течения)?
Подумайте об этом.
2. Мулла призвал не отмечать в этом году Новый год, так как он совпал с днем смерти пророка Мухаммеда. Дескать, негоже нам, мусульманам, куролесить в столь траурный день….
Мулла, конечно, знает, что живет в государстве, где религия отделена от государства. Но он, конечно, об этом промолчит…
Вот и мы промолчим. Тут, думаю, комментировать нечего…
Знаете, что я заметил после посещения поминок и «лекции» муллы?
Смену тона мулл.
Не знаю, может, я давно не был на поминках, а на тех, которые посещал, мулла играл, если так можно выразиться, декоративную роль, ограничиваясь периодическим прочтением молитв. Никаких проповедей на поминках я, честно говоря, не помню. А если и вспоминаются какие-то, то, скорее, что-то вроде каких-то наставлений, пожеланий.
На этот раз тон был совсем другой. Это была пропаганда. Красной нитью через всю проповедь отчетливо пробивалось выражение «так надо». Не «желательно», не «рекомендую», а «надо».
Тон стал жестче. Это был четкий пропагандистский спич человека, который «обслуживал» поминки семьи, которая, насколько я знаю, к религии относится с безупречным уважением, но без особого фанатизма.
Не знаю, смогли бы слова муллы оказать на кого-то решающее влияние, переубедить кого-то из сомневающихся и добиться своей цели.
Хотелось бы верить, что нет.
Я с большим уважением отношусь к людям любой веры и степень их веры, их отношения с Богом меня не касаются. Я совершенно не против, если кто-то делает намаз, ходит в мечеть, или бежит в церковь ставить свечки. Я и не могу быть «за» или против, потому что это личное дело каждого человека. Я не лезу к ним со своими наставлениями, не пытаюсь изменить. Уверен, не делают этого и другие, условно говоря, светские, дяди и тети.
«Религиозники» (не стоит обижаться на данное определение) действуют прямо противоположно. И пропаганда, замешанная на демагогии, откровенно говоря, дает плоды.
А это значит, что таким темпами, друзья, у нас через года 2-3 обязательно будет свой Тахрир, когда приверженцы светского образа жизни и желающие жить по шариату сойдутся где-то на площади «Азадлыг» стенка на стенку. И не будет для верующих большего врага, чем «кяфири» по ту сторону баррикад. «Кяфири», которые пожелают отстаивать право жить по законам светскости.
И можно сто раз говорить о том, что в нашей стране это не реально, считаю, что если не предпринять соответствующие меры сегодня, это обязательно произойдет…
ANN.Az