"Друзья отомстили за Рагуба" - монолог о полковнике-шехиде

17:14 | 20.04.2016

"Друзья отомстили за Рагуба" - монолог о полковнике-шехиде

Сотрудники ANN.Az побывали в доме полковника-лейтенанта Рагуба Оруджева в Сумгаите, и побеседовали с его супругой Севиндж Оруджевой. Это было не интервью, и даже не монолог. На самом деле это слова, идущие из сердца жены шехида…
 
Полковник-лейтенант Рагуб Оруджев геройски погиб 4 апреля в боях за село Талыш. С большими почестями 5 апреля он был похоронен в Сумгаите на Аллее Шехидов.
 
 
 
***
С тех пор как Рагуб стал шехидом, он не снится мне. Днем я молила Аллаха, чтобы Рагуб хоть раз приснился мне, успокоил. Впервые он приснился мне этой ночью. Погладил меня по голове правой рукой, мол, почему ты так делаешь? Вижу, что место, где мы стоим – не Агдам. Идет сильный дождь, да такой, что я не могу двигаться. Однако интуиция говорит мне, что я на освобожденной земле. Родные места Рагуба (Агдам-ред.) и мои (Губадлы-ред.) сейчас оккупированы. Однако во сне я не в Агдаме, и не в Губадлы. Во сне я радовалась, что Рагуб мне приснился, и, радуясь, рассталась с ним. Проснувшись, я сказала: «посмотри, чему ты радуешься, Севиндж»….

***  
 
 
Мы познакомились и поженились случайно. Однако потом поняли, что созданы друг для друга, как будто знакомы много лет. Однако Рагуб всегда говорил, что военная жизнь тяжела: «Я могу поехать в Нахчыван и не вернуться». Я принимала его таким, как есть.

Он родился в 1972 году в деревне Джинли Агдамского района. Как и все, в 18 лет пошел в армию. Его армейские годы пришлись на карабахскую войну. Он записался в батальон обороны. Еще в том возрасте он поучаствовал во многих боях, у него было пулевое, осколочное ранение. Накануне этих боев мать Рагуба стала шехидом. Она всегда готовила еду солдатам и относила ее им. Однажды, возвращаясь домой, попала под минометный обстрел, и погибла на месте. Несмотря на оккупацию, Рагуб ночью принес тело матери, не дал, чтобы оно осталось в руках врагов. В их семье было 5 детей: 4 брата и сестра. Старшим был Рагуб. 

***
 
 
Командование увидело его мужество и боевые качества, и послало его учиться в Баку. Если не ошибаюсь, он окончил военную учебу в 1995 году, и в звании лейтенанта сразу получил направление на Муров. Неоднократно получал медали, звания за мужество и боевые качества.
 
Часто бывал в разведке. Покойный президент Гейдар Алиев за выполнение Рагубом его специального поручения наградил его медалью, дал ему внеочередное звание старшего лейтенанта. Направление его в Агдам командиром военной части подарило ему двойную радость.

***
 
 
В последний раз я видела его 20 марта всего 20 минут. Последний раз мы говорили с ним по телефону 3 апреля в 3 часа ночи. Он лишь сказал: у меня все хорошо. Поверьте, по голосу невозможно было почувствовать, что он пойдет в бой. Он и раньше дома никогда не говорил о работе, и в последнем разговоре не дал понять этого.

***
 
 
У нас два сына. Агшин учится в 10-м классе, Нихад – в 4-м. Нихад – гордость отца. Он и шахматист, и хорошо учится. Между ним и Рагубом была странная связь. Говорят, что военные бывают немного хладнокровными. Но Рагуб был настоящим отцом. Каким он был командиром в работе, таким же был в семье руководителем, отцом. Мы с Рагубом вырастили детей в любви. Было неважно, чтобы отец утром ушел на работу, а вечером вернулся домой. Одного вечернего звонка Рагуба полностью хватало.

***
 
 
В последние дни я часто смотрю на фотографии, но не могу найти ни одной семейной фотографии, где мы вчетвером на отдыхе. Ее нет. Его работа была важна. Рагуб был создан для армии, а не для семьи. Рагуб говорил: «Родина - прежде всего». Говорил: «я полевой командир, а не командир заднего фронта». Окопы были его родиной, а солдаты в окопах – его детьми.

***
 
 
Один из солдат, раньше служивший в части Рагуба, узнав о его смерти, приехал из России. Он сказал, что все солдаты знали, что Рагуб был хорошим человеком. Все говорят одно: простой, честный, совестливый, профессиональный военный.

Однажды в стороне Агдама один солдат в окопе был ранен в голову. Тогда Рагуб очень нервничал, мол, я тоже в окопах, стою на самой передовой, почему в меня не стреляют? Вышел и гулял вдоль окопов. Те, кто видел, говорили, что Рагуб так уходил и приходил, что даже душа армян не чувствовала…

***
Это самая моя любимая фотография Рагуба. Была снята в Агдаме.
 
 
***
 
 
Мне казалось, что если сердце Рагуба остановится, раньше всех узнаю я. В то же время, я даже близко не подпускала мысль о его смерти.

В тот день все родственники были обеспокоены. Не только я. Несмотря на то, что ночью я видела плохой сон, я была очень уверена в Рагубе.
Он стал шехидом ночью 4 апреля. Об этом вначале узнали солдаты, а затем родственники с той стороны. Он позвонили мне, поняли, что я ничего не знаю, не подали виду. Один из родственников посоветовал поискать мужа, но я была спокойна, что с Рагубом ничего не случится. Куда бы ни пошел, придет…

Как только стало известно, пошли его братья. Я не знала. Где-то в 9 часов пришел один из родственников и сказал, что Рагуб был ранен в бою. Это было очень странное чувство, я плакала, кричала, но в сердце была благодарна, что он не умер. Я думала, что его не привезут просто так, а на вертолете доставят в госпиталь. Я всем говорила: «пойдем быстрее в «папанинский» госпиталь». Родственники меня задерживали....

Оказывается, Рагуб был в пути, ехал домой…

Оказывается, весь Сумгаит знал. Вдруг я увидела, что город кипит. В Сумгаите был такой шум…
 
Оказывается, все узнали, сказали друг другу, только мне не сказали.

Я услышала шум во дворе, спросила Акшина: «что это такое?» Когда я увидела столпотворение во дворе, то поняла, что Рагуб умер. Я сказала Акшину: «малыш, наш папа умер, поэтому такое столпотворение».

***
Самой большой мечтой Рагуба было поехать в Агдам. Он на 2-3 дня приходил домой, смотрел в интернете все об оккупации Агдама, фотографии района. У него не было ни одной гражданской одежды, только аккуратные военные костюмы. Для него было странным то, что люди, потерявшие земли, живут обычной жизнью, говорил, что не может жить здесь.

***
Люди, пришедшие на его похороны, плача, просили хотя бы дотронуться до его гроба. Нацию возвышают именно такие герои, шехиды, сыновья, мужья.

Я дома говорю детям, что Рагуб наряду с тем, что был главой нашей семьи, был и гордостью народа. Мы потеряли большого полководца, военного.
 
 
Нихад написал в дневнике: «Я тоже боец, я тоже умру, время придет, и мы все умрем, но до моей смерти еще далеко». Жить мало, но жить достойно – это непередаваемое чувство.

***
 
 
 
Приходили все солдаты, сражавшиеся вместе с Рагубом, товарищи по окопам. Они сказали, что даже когда Рагуб был жив, они знали, что он герой. Он всегда был впереди. Мы спросили о том, где он стал шехидом? Нам ответили, что он сражался как герой в боях за село Талыш, и как герой стал шехидом. Солдаты, сражавшиеся вместе с ним, добавили: «Мы не допустили, чтобы до Рагуба дотронулась рука армянина. Мы отомстили тем, кто ранил его, принял участие в его смерти, мы убили этих армян».  

Похороненные на Аллее Шехидов справа и слева от Рагуба – его солдаты.
 
 
Это солдат и прапорщик стали шехидами в сентябре 2015 года в Агдаме.
 
 
Недавно Нихад сказал: «мама, давай начнем все с чистого листа». Я ответила: «малыш, без Рагуба листа нет»...

Беседовал: Орхан Асланлы
Фото: Фаргана Новрузова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

www.ann.az
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Милли Меджлис осудил доклад Европарламента