Фетва стала примером влияния ваххабизма на ислам

07:38 | 09.12.2013
Фетва  стала примером влияния ваххабизма на ислам

Фетва стала примером влияния ваххабизма на ислам

Эндрю Браун

Это возмутительно, что такой имам, как Усама Хасан, столкнулся с угрозой смерти за оспаривание креационизма (сотворения мира творцом). Но возмущение не говорит нам более этого.

Усама Хасан был имамом мечети в Лейтоне, пока он не был отстранен от должности из-за угрозы убийства. Это, пожалуй, самая экстремальная реакция, которая когда-либо имела место на статью со свободными комментариями: смертельные угрозы были откликом части его паствы на статью, которую он написал, защищая теорию эволюции. Он не поднимал головы в течение пары лет после этого, чтобы защитить свою семью, но теперь он снова появился как научный сотрудник Quilliam Foundation - аналитического центра по противодействию экстремизму.

В выходные он был в Солсбери, на зимней сессии Мусульманского института, и я обсудил с ним тему креационизма среди мусульман. Крупным планом его история была еще более шокирующей, чем кажется в кратком изложении. Приезжий саудовский священнослужитель издал фетву из мечети Green Lane в Бирмингеме, которая поддерживала его врагов в собрании: она не только объясняла, что любой, кто отрицает креационизм, является отступником, который может (и должен, в идеальном варианте) быть убит, но также и то, что его поддержка женщин, ходящих с непокрытой головой, если они этого хотят, а также светской формы правления, были также достаточным основанием для смертного приговора.

Так как эти суждения были распространены в кругах джихадистов, Хасан и его семья были в реальной опасности и получили полицейскую защиту на некоторое время.

Это является достаточно шокирующим примером того, к чему может привести саудовское влияние на британский ислам. Я хотел бы верить, что приезжие проповедники сейчас будут более осторожно выражать свои взгляды публично. Но в отсутствие веских доказательств в любом случае я буду сторонником подозрительности по отношению к этому. Ваххабитский ислам - действительно отвратительная и опасная идеология.

Мы знали это и раньше, конечно. Но об этом стоит напомнить.Однако есть некоторые небольшие аспекты его истории, которые заслуживают внимания. Я спросил его, какое из трех «преступлений», в которых он был обвинен, было самым серьезным. Для западного ума нелегко понять, как они сочетаются друг с другом. Для нас эволюция является научной теорией, головной платок является вопросом моды, а  светскость является политической программой. Как любой из этих вопросов, не говоря уже обо всех из них, может считаться настолько опасным, что его сторонники должны быть убиты? Что же здесь - настоящее нарушение?

Он ответил, что они все одинаково серьезны, если не считать того, что для некоторых людей головной платок имеет меньшее значение, тогда как для других это - самый важный вопрос. Все они, по всей видимости, рассматриваются фанатиками как непростительные нарушения чистой мусульманской идентичности.

В этой стране, конечно, светскость является неизбежной, и поэтому многие мусульманские женщины выбирают знание и не носят головные платки, и многие отказываются от полной вуали. Но креационизм может оставаться невидимым маркером мусульманской идентичности, и есть некоторые основания полагать, что он таковым и остается.

Почти половина аудитории в Солсбери - сторонники креационизма, и они являются основной частью интеллектуальной элиты ислама в этой стране. Многие на самом деле работали научными исследователями. Но выяснилось, что вы можете быть креационистом без того, чтобы это влияло на остальные сферы вашей жизни. Сам Хасан получил степень в области теоретической физики в Кембридже, а затем докторскую степень в области искусственного интеллекта - но остался креационистом в течение всех этих лет. Он признался, что его 20-летнее "я", возможно, могло бы призвать к убийству его 40-летнего "я".

Так что можно сделать по этому поводу? В краткосрочной перспективе, очевидно, что возмущение весьма полезно. Есть некоторые вещи, например, угрозы убийством, которые являются хорошим примером, на который можно дать ответ: "К черту, да вы просто не можете сделать это в цивилизованной стране". В долгосрочной перспективе мы должны надеяться на социальные изменения, которые включают сотни тысяч индивидуальных изменений души. И это то, что очевидным образом ограничит произвол.

Презрение является чрезвычайно контрпродуктивной тактикой, когда дело доходит до креационизма. Конечно, это побуждает презираемого чувствовать себя хорошо. Но так как креационизм принимается и передается в качестве маркера идентичности, презрение становится направленным не на идею (маловероятную для понимания, даже если предположить, что это реально), а на ту идентичность, которую она выражает. Это действительно не работает в сознании меньшинства, которое чувствует свою изоляцию и дискриминацию. Ассимиляция основана на предположении, что массовая культура превосходит (и она четко превосходит) саудовский вариант ислама, но парадокс в том, что она может работать только тогда, когда речь идет о подлинном уважении к культурам,  которые подлежат ассимиляции.

http://www.theguardian.com/commentisfree/belief/2013/dec/04/creationist-fatwa-wahhabi-islam-usama-hasan

ANN.Az

0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Милли Меджлис осудил доклад Европарламента