В конце прошлой неделе азербайджанские СМИ сообщили о намерении правительства построить в стране атомную электростанцию, которая может быть сдана в эксплуатацию в 2020 году. Эта идея согласуется с планом азербайджанского правительства постепенно перейти на альтернативные, не нефтяные источники энергообеспечения Азербайджана, подготовить страну к постепенному снижению добычи естественных энергоресурсов.
И.Шабан дополняет опубликованную новость об АЭС сообщив, что по заверению Москвы, атомное топливо Россия будет поставлять Азербайджану бесплатно. «Но почему-то не вспоминают, что BP ежегодно бесплатно отдает Азербайджану больше 2 млрд кубометров газа».
Он также напомнил, что если строительство АЭС в тысячу мегаватт обойдется Азербайджану в 10 млрд долларов, то возведение ТЭС стоит максимум 1 млрд манат.
И.Шабан вспоминает сообщение 2-месячной давности, в котором российский ТАСС со ссылкой на министра энергетики Натика Алиева заявлял о плане SOCAR построить в Краснодаре вместе с Роснефтью НПЗ. Оказалось, что ничего такого нет.
«Россия барахтается в санкциях и также как в свое время Иран, Москва пытается обмануть мир заверениями о своей силе и уверенности победить Запад. Потом оказалось, что Иран ежегодно теряет от санкций Запада 50-60 млрд долларов. А потери Росии только в финансовой сфере исчисляются 130 млрд долларами: утечка капитала и падение стоимости нефти к концу будущего года могут оцениваться в 90 млрд долларов. По этой причине Россия всеми возможными способами пытается демонстрировать свою уверенность и намерения участвовать в невообразимых проектах. Каждый, обладающий хоть малой логикой с первого абзаца такой информации понимает, зачем ее написали», - считает И.Шабан.
В тексте от И.Шабана, однако, есть существенная ошибка, способная кардинально поменять отношение читателей к сообщению об АЭС. Дело в том, что информация о плане Азербайджана построить АЭС где-то между Баку и Хырдаланом исходит не от России, а высказана председателем ЗАО «Национальный центр ядерных исследований» Адилем Гарибовым.
По словам Гарибова, первый, пока еще исследовательский, ядерный реактор, тендер на проектирование которого будет объявлен в следующем году, должен быть рассчитан на мощность в 20 мегаватт. Помимо этого, будет создан и учебный реактор в 2 киловатта. «Реактор, который планируется построить в Азербайджане, по своим параметрам будет уникальным, — рассказал Гарибов. — По нашим оценкам, работы по строительству реакторов могут быть завершены к 2020 году, поскольку на получение разрешения Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) потребуется два года. Азербайджан уже обратился в МАГАТЭ за разрешением, но также очень важно, чтобы подрядная компания, которая будет строить ядерный реактор, имела необходимую лицензию».
Место строительства площадью 15 гектаров, как утверждают в Баку, уже определено. Кроме собственно реактора там появится административное здание, центр обработки данных и необходимая для научных исследований инфраструктура. Где конкретно начнется строительство, Гарибов не уточнил, но, по всей вероятности, речь идет об окрестностях города Хырдалан, расположенного между Баку и Сумгаитом. От местечка Наваи к юго-востоку от азербайджанской столицы, где собирались строить АЭС советские власти, нынешнее руководство республики решило отказаться, хотя по сравнению с другими районами республики это сейсмически благоприятная зона.
О том, что Азербайджану нужно развивать собственную атомную энергетику, в Баку говорили уже давно. По расчетам местных специалистов, углеводородные запасы страны истощатся ориентировочно к 2020-2025 годам. В то же время экономика страны все последние годы демонстрировала уверенный рост — исключение составляет только последний год (МВФ прогнозирует рост ВВП Азербайджана на 4,5 процента в 2014 году и на 4,3 процента в 2015-м). Если республика выйдет на показатели пятилетней давности, когда ежегодный рост составлял более 10 процентов, энергетический потенциал Азербайджана не сможет удовлетворить потребности развивающейся экономики.
В марте 2007 года Институт по проблемам радиации Азербайджана представил правительству пакет предложений о строительстве АЭС мощностью 1500 мегаватт. По оценкам института, станция могла быть построена за 4 года и обошлась бы в 3 миллиарда долларов.
В конце того же года МАГАТЭ дало согласие на строительство в Азербайджане первого ядерно-исследовательского реактора. Как заявлял президент Национальной академии наук Азербайджана НАНА Махмуд Керимов, финансовую поддержку проекту обещало оказывать само агентство. Строительство объекта было запланировано на 2009-2011 годы, а его мощность должна была составить менее 1 мегаватта. Однако на этом разрешительном этапе проект в итоге и замер.
В 2011 году кабинет министров Азербайджана принял решение о разработке технико-экономического обоснования строительства первой в стране атомной электростанции. «Если в Азербайджане будет построен реактор, первое, что мы сделаем, — будем готовить кадры в сфере ядерной энергетики. Во вторую очередь, наладим производство изотопов, которые используются в Азербайджане и в настоящее время завозятся в страну из-за рубежа», — прогнозировал тогда Гарибов, занимавший должность руководителя Института радиационных проблем республики. Он также сообщил, что кадры для работы на реакторе азербайджанская сторона готовит в России, а конкретно — в Дубне.
Наконец, в мае текущего года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о создании ЗАО «Национальный центр ядерных исследований» при министерстве связи и высоких технологий. В том же месяце Баку посетил президент Франции Франсуа Олланд, по итогам визита которого было заявлено, что французская компания VINCI Construction Grands Projets выразила заинтересованность в азербайджанской атомной программе. Информацию о ее запуске подтвердил тогда и министр связи и высоких технологий Азербайджана Али Аббасов. «Мы намерены возобновить строительство АЭС, которое было начато еще во времена СССР. В рамках данного проекта будут построены ядерные реакторы. Возможно, проект завершится в течение ближайших 3-4 лет», — сказал министр.
В течение всех лет, что шло обсуждение проекта строительства в республике АЭС или даже реактора, он постоянно подвергался критике со стороны экспертов разных профилей. Как утверждал в 2011 году директор Института геологии Азербайджана Акиф Ализаде, республика настолько богата нефтью и альтернативными источниками энергии, что в создании АЭС нет необходимости. «По этой причине наш институт, принимая во внимание мировой опыт и уровень сейсмоактивности страны, против идеи создания АЭС, — отмечал Ализаде. — Япония, с особой тщательностью строившая АЭС, не смогла предусмотреть аномальные явления, происходящие в природе, в результате чего концентрация радиации на АЭС "Фукусима" достигла опасного уровня, наблюдавшегося при взрыве АЭС в Чернобыле».
Другие критики проекта указывают на то, что место строительства выбрано неверно, так как окрестности Баку являются сейсмоопасной зоной, а также на то, что в стране просто нет достаточного количества специалистов для обслуживания подобных объектов. Все это, однако, Баку не смущает, хотя именно из-за потенциальной сейсмической опасности азербайджанские политики регулярно требуют закрыть АЭС в соседней Армении. Так, выступая в марте этого года на саммите по ядерной безопасности в Гааге, Ильхам Алиев заявил, что армянским властям уже давно следовало бы закрыть эту построенную 40 лет назад станцию. «Вместо этого Армения решила продолжить деятельность атомной электростанции до 2026 года несмотря на то, что станция расположена в зоне высокой сейсмической активности и основана на устаревшей, крайне опасной технологии», — посетовал Алиев.
Отвечая критикам строительства АЭС в Азербайджане, Гарибов напоминает, что пока речь идет только об исследовательском реакторе малой мощности, а такие реакторы сохраняют рабочее состояние даже при землетрясениях в 11-12 баллов и зачастую располагаются прямо в крупных городах: Москве, Стамбуле, Париже. Что же касается строительства самой станции, то для начала азербайджанским специалистам нужно будет накопить опыт работы на реакторе, и только потом можно будет думать о возведении АЭС. А также решать весьма щепетильный вопрос, у какой страны покупать сырье для реактора.
Кямал Али
ANN.Az
Следите за нами в социальных сетях !