Кем была Эльмира Амрахгызы? - воспоминания сына ИНТЕРВЬЮ+ФОТО

22:22 | 08.01.2014
Кем была  Эльмира Амрахгызы? - воспоминания сына ИНТЕРВЬЮ+ФОТО

Кем была Эльмира Амрахгызы? - воспоминания сына ИНТЕРВЬЮ+ФОТО

Люди среднего и старшего поколения прекрасно помнят покойного корреспондента азербайджанского отделения радио Liberty Эльмиру Амрахгызы, которая, в числе других, доводила до мировой общественности правдивую информацию об Азербайджане  в трудные для страны дни. Скоро исполнится 16 лет со дня ее смерти. В черные январские дни 1990-го, во время ходжалинской трагедии, оккупации Шуши, Лачина, Губадлы, Зянгилана, Агдама, Кельбаджара, а также в ходе других тяжелых моментов для страны Эльмира Амрахгызы вела за собой миллионы своих слушателей. 

Сын Эльмиры Амрахгызы, Абдулла Абдуллаев поделился воспоминаниями о своей матери. 

- Абдулла, поддерживает ли с вами связь кто-либо из коллег-журналистов Эльмиры Амрахгызы?

- После смерти матери с нами контактировали многие журналисты. Нами все время интересуется также депутат и известная журналистка Эльмира Ахундова. Она относится к нам как к собственным детям. 

Нас двое - я и брат. Я военный, офицер в звании капитана, служу в Управлении Международного Военного Сотрудничества Министерства обороны, а брат учится на медика в турецком Университете в Анкаре.

- Как отразилось на вашей жизни то, что ваша мать занимала определенное место в обществе? 

- Я бы сказал, что у моей матери было свое место в общественно-политических процессах тех времен. Она сумела сберечь свою индивидуальность и в заслугах перед государствам. В результате и сегодня многие не забывают о ней и должным образом оценивают ее заслуги. 

Эльмира Ахундова всегда держала нас в центре своего внимания и как коллега матери, и как подруга. После смерти матери какое-то время я был без работы. Отец не работал. Мы испытали определенные трудности и после смерти отца. В то время благодаря содействию Эльмиры ханум о наших проблемах и о том, что наша семья потеряла своего главу, стало известно президенту Фонда Гейдара Алиева, депутату Мехрибан ханум Алиевой. В семье двое детей и положение у них тяжелое. Эти времена попали на мой студенческий период. С того времени и до сих пор Мехрибан ханум оказывает нам всяческое содействие. За все это мы очень благодарны Мехрибан Алиевой. Наряду с этим о нас Эльмира ханум рассказала и министру обороны. В результате мне было оказана великая честь и меня пригласили в Министерство обороны. 

Естественно, все это делалось не благодаря нам самим, а стало результатом работы моей матери и той оценке, которая была этой работе дана. 

Наряду с этим хотел бы отметить, что согласно распоряжению покойного президента Гейдара Алиева моя мать похоронена на второй аллее Почетного захоронения. Это и есть очевидное свидетельство высокой оценки ее деятельности. 

- Журналистика относится к той категории профессий, когда времени на семью практически не остается. Какие воспоминания остались у вас о тех временах? Могла ли ваша мать уделять вам достаточно времени? 

- Вы совершенно верно заметили. Мы, можно сказать, очень редко видели свою мать. И мать и отец возвращались с работы поздно вечером.  Моя мать неоднократно ездила в прифронтовую зону и палаточные городки беженцев. Бывало и такое, что даже в день своего рождения мать оказывалась рядом с детьми беженцев, а не с нами. Мать делила свою материнскую любовь не только с нами, но и со всеми детьми беженцев и вынужденных переселенцев. Естественно, как мать она старалась заботиться и о нас. Пыталась сделать так, чтоб и мы не росли без ее внимания и заботы. Ее журналистская деятельность пришлась на очень трудный период. Но мы слишком рано потеряли свою мать. Тогда мне было 18 лет. Это невосполнимая потеря. 

- Эльмира ханум была и достаточно гордым человеком… Может, это качество она унаследовала от отца, известного в Агстафе как «Герой Амрах»?

- Я тоже считаю, что это ее качество передается генетически. Ее характер дает повод это утверждать. В связи с этим в прифронтовой зоне случались даже интересные события. Моей матери угрожали оружием. Даже стреляли, но волею случая мать осталась жива. Это произошло в Физулинском районе. Когда матери сказали «я сейчас тебя расстреляю», она ответила «если ты мужчина, то сдержи свое слово». Она была именно такой. Такой же смелой, как и гордой. Но там сложилась очень опасная ситуация. Туда поехала группа журналистов. Их там запросто могли убить, и никто об этом даже не узнал бы. Но, несмотря на все это, мать не меняла своих взглядов и могла сказать нужное слово в нужном месте. Она не сторонилась задавать очень острые вопросы даже в ходе пресс-конференций или во время поездок и адресовать их высокопоставленным лицам иностранных государств. Мать было смелой и храброй женщиной. Она никогда никого не беспокоила для решения своих проблем. Но при надобности всегда была готова помочь в решении проблем других людей. Она была настолько доверчивым человеком, что верила даже тем людям, которые за счет нее пытались соблюсти свои корыстные интересы. 

- К слову, отцу вашей матери должны были присудить звание Героя Советского Союза, но в силу определенных причин этого сделано не было. Что ваша мать рассказывала об этом? 

- Дед сражался в 416-ой Таганрогской дивизии. Немцы его прозвали «Черным тигром». Мать всегда говорила, что и Гейдар Алиев в 70-ые годы прошлого века приложил много усилий, чтоб решить этот вопрос. И мать в связи с этим пыталась что-то сделать. Но, к сожалению, вопрос так и остался открытым. Появилось много проблем. Документы моего деда были или умышленно затеряны или их просто сожгли. Мы сдали личные дела деда в военный музей. В его личном деле есть и представление вышестоящему начальству от командира закавказского округа маршала Толбухина о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но Министерство обороны СССР выступило против этого. Есть даже соответствующие представления, написанные соответствующими исполнительными структурами города Таганрог. В годы Советского Союза проармянски настроенные силы старались сделать так, чтобы от Азербайджана было как можно меньше людей, носящих звание Героя Советского Союза. Мой дед стал очередной жертвой этой несправедливой политики. 

- Что рассказывала вам Эльмира ханум о знакомстве с Гейдаром Алиевым? 

- Это знакомство началось с конца 80-ых годов прошлого столетия. В то время реализовывался проект под названием «Космос для детей». Мою мать тоже привлекают к этому проекту и она выражает желание лететь в космос. Она едет в Москву и даже проходит ряд медицинских процедур. Но впоследствии в космос отправляется японский журналист. Мать, будучи в то время в Москве, очень хотела встретиться с Гейдаром Алиевым. Но не получилось. После того как Гейдар Алиев ушел с должности, против него в СМИ началась травля. После этого мать срочно хочет с ним повидаться. Ее целью было взять у Гейдара Алиева интервью и тем самым как-то его защитить. Когда она была в Москве, то случайно познакомилась там с одной женщиной и пыталась через нее наладить связь с Гейдаром Алиевым. Благодаря знакомству с совершенно посторонним человеком, мать сумела выйти на Лалу Шовкет Гаджиеву. Она рассказывает Лале ханум о своей цели. Лала ханум обещает сделать все что сможет. Так мать сумела увидеться с Гейдаром Алиевым. Мать говорила, что Гейдар Алиев задал ей множество вопросов. Спросил у матери, откуда она родом и из какого рода. Оказывается, он знал моего деда, отца моего отца. Дед был заслуженным врачом и в Нахчыване, все его знали. Как я уже отметил, он знал и отца моей матери, деда Амраха. 

После того как он задал матери все эти вопросы, то согласился дать ей интервью. Можно сказать, интервью поместилось на четырех кассетах. Она дала это интервью в радио “Azadlıq” частями по 10-15 минут. Но помимо этого отец и мать опубликовали это интервью и в газетах. Они как смогли размножили эти кассеты и распространили среди людей. 

Впоследствии во время поездки президента в Америку, Европу  и в Азиатские страны его сопровождало ограниченное количество журналистов. Среди них была и моя мать. Это та самая высокая оценка, данная ее профессионализму и объективности. 

- Во время своей болезни, несмотря на дружеские связи с высокопоставленными чиновниками, Эльмира ханум не просила ни у кого из них помощи. Даже несмотря на то, что по данному вопросу Гейдар Алиев дал указание Али Инсанову.

- В то время Али Инсанов побывал даже у нас дома. Министр лично интересовался здоровьем моей матери и держал этот вопрос на контроле. Матери даже было предложено лечиться за границей, но она отклонила предложение. Причина отказа крылась в ее  гордости. Да и не верила она в свое исцеление. 

- Почему сегодня дети Эльмиры ханум не продолжают ее путь? 

- Я 5 лет работал на радио “Azadlıq” журналистом. А брат и раньше говорил, что хочет стать врачом. Я бы очень хотел продолжить журналистскую деятельность. Но волею судьбы я стал военным. Я и сегодня в душе чувствую зов к творчеству. Если бы была возможность, то, может, и занялся бы журналистикой. Может, когда уйду в отставку из Вооруженных сил, то вновь займусь журналистикой. 

- Ваша мать была журналисткой с собственным мнением обо всем. Как вы это запомнили? 

- Мать была очень патриотичной. Высоко ценила свой народ, свою нацию. Даже в праздники она не думала о семье. Новый год отмечала в городке беженцев вместе с детьми. Дарила этим детям материнскую любовь. В корне всего этого была ее любовь к Родине, нации. Мы были детьми и потому не могли понять всего этого. Но, взрослея, стали осознавать. Я тогда был ребенком, и многое, связанное с моей матерью уже не помню с доскональной точностью. Информацию о своей матери, я сегодня, по большей части, черпаю из СМИ. Друзья и товарищи рассказывают мне о моей матери. 

- Не думаете о том, чтоб выпустить книгу, посвященную вашей матери, или, может имеете другие планы об увековечивании ее памяти? 

- Если бы была такая возможность, то хотел бы подготовить книгу о матери. 

- Не поднимали вопрос о том, чтоб создать фонд имени вашей матери или дать это имя какой-то премии? 

- Нет, такого мы никогда не делали. Такие идеи озвучивались в прессе того времени. Но это было лишь предложение. Предполагалось даже создать парк имени моей матери возле нашего дома. Там уже были начаты работы вплоть до возведения ограждения. Но затем на том месте появился ресторан, и вопрос оказался закрытым. Это было примерно в середине 1998 года. 

- Сохранились ли неопубликованные рукописи вашей матери?

- Дома есть ее рукописи. Но я не знаю, есть ли среди них неопубликованные… Планирую сдать их в архив. 

- В журналистике несколько сложно работать с источниками информации. Но ваша мать с легкостью создавала связи с серьезными носителями ценной информации. Порой они сами поддерживали связь с вашей матерью. Как по-вашему, с чем это было связано? 

- Это с одной стороны, связано с ее журналистскими способностями, с другой – высокой степенью доверия к ней. Моя мать заслужила это доверие своим профессионализмом. Безусловно, без доверия к журналисту никто не захочет поддерживать с ним отношения. 

- Репортаж Эльмиры ханум о событиях «20 Января» увидел весь мир. Благодаря этому репортажу, можно сказать, весь мир услышал наш голос. Что она сама впоследствии говорила об этом?

- Это была потребность ее души. В то время как наша страна оказалась в условиях информационной блокады, она не могла не отвечать тем, кто выступал против нашего народа не только внутри страны, но и за ее пределами. Радио “Azadlıq” стало для нее средством доведения до всего мира голоса ее народа. 

- О связях Эльмиры ханум с высокопоставленными чиновниками знали все и сложилась даже такая ситуация, что лишь одним звонком она могла решить вопрос, который был многим не по силам. Вы в те годы были ребенком, но хотя бы ваши родственники сумели воспользоваться этой ситуацией?

- Мать помогла многим родственникам. Но для своей семьи не сделала ничего. Она очень дорожила своим имиджем. В 1993 году по предложению Гейдара Алиева и Лалы Шовкет моего отца пригласили на работу в Президентский аппарат. Но мать была против. Она не захотела, чтоб отец устраивался туда на работу. Она боялась того, что может в результате потерять свою независимость. Она боялась стать зависимой и потерять профессионализм. Отец был нахычеванским и потому некоторое время старался не афишировать, откуда он родом. Но и после всех этих событий моя мать осталась такой, какой была. Все ее воспринимали и знали как независимую журналистку. 

- Сколько у вас детей?

- Двое. Мальчик и девочка. Дал дочери имя матери, чтоб тем самым это имя продолжало жить. Надеюсь на то, что в будущем, может, и у нее появится интерес к журналистике. Может, она станет продолжателем дела моей матери. 

- Вы сказали, что 5 лет занимались журналистской деятельностью. Это не так уж мало. Как по-вашему, чем отличается журналистика, которой занималась Эльмира ханум, от той, что сегодня? 

- Я бы сказал, что тот период имел свои особенности. В то время на журналистской деятельности сказывались всякие завихрения в обществе, события сменяющие друг друга с невероятной скоростью, опасности, факторы, формирующие экстремальные условия. Наблюдались проблемы с доведением информации до общественности. Была слабая материально-техническая база, плюс проблемы в финансовом плане. В настоящее время в этой области достаточно стабильно, возросли оперативность и гибкость. СМИ стало легче доводить до своей аудитории информацию. Очень развились информационно-коммуникационные технологии. СМИ могут выходить в Интернет. Наряду с этим в Азербайджане увеличилось количество СМИ, нет цензуры, и страна может защитить и уберечь свое информационное пространство. А это считается одним из основных факторов в информационно-психологической войне. Сегодня и само государство помогает развитию СМИ. Моя мать говорила, что «мы журналисты, взращенные на теориях советской журналистской школы». Журналистика тех времен формировалась на площадях, на фронте, в палаточных городках для беженцев. Здесь наряду с моей матерью хотел бы упомянуть и имена Эльмиры Ахундовой, Айнур Беширли, Зярханым Ахмадли, Тапдыг Фархадоглу. 

- Говорила ли ваша мать когда-либо, что устала от своей профессии? 

- Нет. Мы никогда такого не наблюдали. Напротив, она говорила, что если бы ей довелось заново родиться, то вновь выбрала бы эту профессию. Даже несмотря на то, что в этой профессии она перенесла много лишений. Она очень любила свою профессию, была влюблена в работу. 

Пярвин АРЗУГЫЗЫ

ANN.Az

 Кем была Эльмира Амрахгызы? - воспоминания сына ИНТЕРВЬЮ+ФОТО  Кем была Эльмира Амрахгызы? - воспоминания сына ИНТЕРВЬЮ+ФОТО
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Состоялось судебное заседание по делу Расула Джафарова