Лейла Мурадзаде: “Музыка - это самое большое чудо, ниспосланное Всевышним всему человечеству” – ИНТЕРВЬЮ+ФОТО+ВИДЕО

20:29 | 18.08.2014
Лейла Мурадзаде: “Музыка - это самое большое чудо, ниспосланное Всевышним всему человечеству” – ИНТЕРВЬЮ+ФОТО+ВИДЕО

Лейла Мурадзаде: “Музыка - это самое большое чудо, ниспосланное Всевышним всему человечеству” – ИНТЕРВЬЮ+ФОТО+ВИДЕО

Интервью ANN.Az с хородирижером, лауреатом международного фестиваля, президентской стипендиаткой Лейлой Мурадзаде


Рустам Гасымов


- С какого возраста Вы занимаетесь музыкой?


- С малых лет. Я выросла на музыке, так как моя мама тоже музыкант. Я часами могла слушать, как она играет на фортепиано, и просила её учить меня петь песни, причем не детские.


- Что послужило началом Вашей музыкальной карьеры? Когда Вы спели в первый раз? Сколько Вам было тогда?


- На сцену я впервые вышла в четыре года. Тогда проводился конкурс "Gələcəyə inam - 95". Кстати, выступала я с маминой песней, и она сама мне аккомпанировала. Я получила диплом лауреата. Любовь к музыке сделала свое дело. Тогда я не понимала, что такое сцена. Я просто любила музыку, и мне очень нравилось петь. Затем родители решили отдать меня на музыку. Так все и началось. Я два года училась в обычной общеобразовательной школе, а с 3-го класса меня перевели в Музыкальную школу имени Бюльбюля. Я мечтала попасть в класс народного артиста АР Агахана Абдуллаева, и мама отвезла меня к нему на прослушивание. Я спела несколько народных песен, и он с радостью согласился принять меня в свой класс. Эта единственная школа, где музыкальные и общеобразовательные предметы преподаются вместе.  


- Были ли в Вашем роду музыканты или вокалисты, от которых Вам передался талант?


- Моя бабушка с папиной стороны Шафига ханум обладала красивым голосом, но в то время было не принято, чтобы девочки занимались музыкой. И она стала врачом-фармацевтом, однако не оставила привычку петь. Когда я была маленькой, бабушка пела мне песни, где встречается имя "Лейла". Но как я упомянула выше, моя мама, композитор Рена Гядимова, профессионально занимается музыкой. Она член Союза композиторов Азербайджана и преподает в средней музыкальной школе. В студенческие годы мама три месяца брала уроки композиции у выдающегося азербайджанского композитора Кара Караева, а затем до конца учебы - у Фараджа Караева. Со временем я стала первым слушателем ее произведений. Вот, откуда у меня такая любовь к музыке. Скорее всего, на мой талант повлияла и бабушка, и мама.


- Вы не пробовали себя в другом виде искусства, например, в живописи? 


- Я любила рисовать, но профессионально этим не занималась. Фотографировать люблю для себя и для родных. Это можно назвать хобби. Я занималась танцами всего один месяц. Моим педагогом была народная артистка Азербайджана, солистка и балетмейстер Азербайджанского Государственного ансамбля танца, руководитель детского ансамбля "Саййах" Тарана Мурадова. Я занималась этим для осанки и расслабления рук. Это было поручением Гюльбаджи ханум. Вскоре танцы пришлось оставить, потому что регулярно заниматься не получалось ввиду нескольких причин. Во-первых, у меня график стал достаточно сложным, во-вторых, Тарана ханум часто гастролировала и выступала на концертах.


В детстве несколько месяцев ходила на карате. Я часто болела, поэтому мне пришлось оставить этот вид спорта, хотя у меня на тот период уже неплохо получалось.

- Какие ощущения Вы испытали, когда впервые вышли на сцену?


- Тогда я была совсем маленькой. Помню плохо. Вначале, наверное, было волнение, но потом я забыла, что на меня смотрит толпа народа. Даже не заметила, как во время выступления сверху с грохотом упал стенд, а я просто продолжала петь, погрузившись в процесс и ничего не замечая. 


- Испытываете ли вы волнение, когда поете? Если да, то, как Вам удается с этим бороться? Раскройте нам свой секрет…


- Конечно, волнуюсь. Это чувствуется на первом куплете (по крайней мере, я сама это чувствую). Но дальше я расслабляюсь, как бы привыкаю к сцене и уже пою с удовольствием. Я ухожу в себя. Это невозможно передать словами. Это другое измерение.


- Вы ведь не только поете в капелле, но и руководите детским хором, кто Вы по специальности?


- Любовь к хору начала проявляться с 5-го класса. В школе Бюльбюля более 16 лет существовал детский хор под названием "Гыз галасы", который позже получил статус детской хоровой капеллы при филармонии. Этим хором руководила заслуженный деятель искусств Диляра ханум Алиева (ныне директор детской филармонии). Там были две группы: младшая группа и старшая (Гыз галасы). Один год я пела в младшей группе, и на концертах не выступала. В один прекрасный день, когда раздавались костюмы для младшей и старшей группы, Диляра ханум задумалась на несколько секунд.


Она сказала: "Лейла, ты будешь ходить на занятия? Я хочу взять тебя в основной состав "Гыз галасы". Мы будем выступать на концертах, но надо много заниматься, и не пропускать репетиции”. Мое сердце начало биться чаще. Я давно ждала этого момента, но на тот момент не знала, что ответить. Я сказала, что посоветуюсь с родителями, и дам вам ответ. Сначала родители не решались, но потом они все-таки дали согласие. Одним словом, я начала ходить на хор и практически не пропускала занятия. Я получала большое удовольствие от хорового пения. Диляра ханум словно открыла для меня новый мир, в котором многоголосное пение казалось мне волшебством. Что бы ни случилось, как бы я не уставала, кто бы меня не обижал, когда приходила на хор, я забывала про все. 

Кроме этого, в хоре я хорошо развила свой талант. Приобрела навыки пения, развила гармонический слух, повысила свой интеллектуальный уровень. Я научилась работать в коллективе. У меня сформировалось командное мышление. Мы давали несколько концертов в год. На каких только сценах мы не выступали. Благодаря хору у меня было интересное детство. Масса приятных и теплых воспоминаний. Параллельно с этим я продолжала изучать мугам в классе А. Абдуллаева. Но когда пришло время выбирать специальность для высшего образования, я оказалась в сложной ситуации.

- И на что в итоге пал Ваш выбор?


- Так как я умела писать маленькие рассказы, стихи и т. д., папа предложил, чтобы я поступала на факультет журналистики, а музыкой занималась как хобби. Певицей становиться мне уже не хотелось. Я думала, что для этого не обязательно иметь диплом, можно и индивидуально получать уроки. И к тому же, я поняла, что в шоу бизнесе мне не место, хоть мне очень нравилось петь песни в разных жанрах. 


Но я не хотела отдаляться от музыки. Мне стало страшно, когда представила, что окажусь в среде, которая далека от моего мира. Было бы обидно бросать 10 летний труд, и то, что я обожала с самого детства. Наконец, я решила стать хородирижером, и обратилась к Диляре ханум за помощью. Она была приятно удивлена моим выбором и с радостью согласилась подготовить меня на этот факультет. Мы начинали с нуля. Было трудно. Надо было за год сделать работу, которую делают за несколько лет. Мы делали разные упражнения для постановки рук, занимались теорией, разбирали разные произведения. Но самым сложным оказался этап, который был последним, потому что мы взяли сложные произведения, которыми дирижируют как минимум на втором курсе. Мы работали над каждым тактом. У меня порой не выдерживали нервы, и я не могла сдержать слез.Но Диляра ханум меня успокаивала, и мы продолжали работать. Наконец, настал день экзамена.

Экзамен принимала сама Гюльбаджи Иманова, народная артистка АР, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования и художественный руководитель Азербайджанской государственной хоровой капеллы. Я прошла экзамен, и очень хотела попасть к ней в класс. И моя мечта сбылась. Гюльбаджи ханум постепенно и терпеливо учила меня владеть руками, быть готовой управлять большими коллективами, правильно работать со звуком и передать внутренние чувства рукам, чтобы коллектив понимал, чего хочет дирижер. Как говорится, чтобы рука "пела". Я прошла хорошую школу за эти годы, за что я бесконечно благодарна своим учителям. В этом году я с отличием окончила Бакинскую Музыкальную Академию имени Узеира Гаджибейли и получила степень магистра.    

Одним словом, благодаря моим педагогам, теперь я артистка Азербайджанской государственной хоровой капеллы АР и главный хормейстер в детской филармонии. Этим я обязана только им. Спасибо, что поверили в меня и в мои способности, и дали шанс попробовать себя в столь ответственной работе. И, конечно, спасибо родителям, что поддерживали меня во всем, и не запретили заниматься любимым делом. 

- Вы играете на каком-то музыкальном инструменте?


- Я играю на гавале, потому что обучалась мугаму, а также на кастаньетах. На фортепиано тоже. Это должны уметь все музыканты.


- Какие произведения входят в ваш репертуар, и произведения, каких композиторов вам нравится исполнять?


- В основном народные песни, например, "Гетди яр", "Кучелере су сепмишем", " Лачын", "Гирдим ярын бахчасына" и т.д. Все наши азербайджанские народные песни очень красивы и мелодичны, которые не устаешь слушать, а тем более петь. Этот список можно перечислять очень долго. Мне нравится исполнять такие песни, как "Гетме" и "Интизар" С. Рустамова, "Ахшам махнысы" Т.Кулиева, "Шушам" и "Бакы" В.Адыгезалова и произведения других композиторов, а также какие-то части мугама. Я также пою на испанском и на английском языках, и хочу попробовать себя в джазовом стиле. 


- Насколько нам известно, одна из народных песен в вашем исполнении вошла в музыкальный альбом. Можете рассказать об этом поподробнее?


- Да. Это был альбом под названием "Бута" - Азербайджанская музыка в исполнении молодых музыкантов, который вышел в свет в 2013-ом году. Проект, художественным руководителем которого являлся Вугар Гумбатов, ныне занимающий должность замдекана БМА, был осуществлен при финансовой поддержке Фонда молодежи при Президенте Азербайджана совместно с Союзом молодежных студенческих организаций Азербайджана и Молодежной организацией студентов БМА. Данный проект был посвящен 90-летию Гейдара Алиева.


В вышеупомянутый альбом вошла народная песня "Гетди яр" в моем исполнении и в сопровождении лауреата международных конкурсов Этибара Асадли. А ритмическое сопровождение принадлежало Хаялу Аббасову. Это был синтез джаза с мугамом.

Мы постарались подойти к этому несколько иначе. Немного вышли из рамок стандартного исполнения, использовали импровизацию, вдохнули в композицию новые эмоции и переживания. Это был взгляд с другого ракурса, под другим нестандартным углом видения. Финальная часть произведения удивляет своей неожиданной хаотичностью. 

- Каково это петь в хоре, ведь Вам приходится работать в команде? Всегда ли все идет гладко или возникают спорные моменты, ведь Вы знаете этот механизм изнутри…


- Для меня петь в хоре очень почетно. В мировой культуре это высоко ценится. Кроме духовной пищи и развития мировоззрения, пение в хоре еще и формирует идеологию сплоченности, единства и равенства.


Конечно, это нелегко. Не каждый вокалист умеет петь в хоре, потому что здесь кроме себя надо уметь слушать несколько подголосков одновременно, а также уметь сливаться с другими голосами, и, ни в коем случае, не выделятся. Мне очень повезло, что я попала в коллектив, которым руководит Гюльбаджи ханум. Я словно прохожу дополнительную хормейстерскую школу, что помогает мне совершенствоваться в профессиональном плане. Я приобретаю новые знания на каждой нашей репетиции. Эти навыки накапливаются. 

- Вы работаете с детским хором. Насколько высока заинтересованность родителей? Охотно ли они отдают своих детей заниматься музыкой, в частности, пением в хоре?


- Этому хору всего два года. Конечно, нам приходится осведомлять Бакинские музыкальные школы о существовании этого коллектива. Директор Государственной Детской Филармонии, заслуженный деятель искусств Диляра ханум Алиева, о которой я упомянула выше, проделывает огромную работу, чтобы поддерживать уровень хора и развивать наш коллектив. Мы уже выступили на 4-х концертах с небольшим репертуаром. Это послужило стимулом для детей. В последнее время к нам все чаще стали обращаться родители. Мы даже разделили хор на две группы: старшая и младшая. Я думаю, заинтересованность будет только расти. Надо постепенно прививать любовь к хору младшему поколению, как это сделала в свое время Диляра ханум. Я считаю своим долгом продолжить начатое ею дело. Ведь это высшая культура и хороший метод для воспитания.


- Почему для некоторых родителей занятие ребенка, например, скрипкой или фортепиано, идет в приоритете, нежели пение в хоре? С чем это, по-вашему, связано? 


- Я думаю, что это все-таки связано с мышлением нашего народа. Обратите внимание, наша страна добивается больших успехов в индивидуальных, нежели в командных видах спорта. Каждый хочет показать себя. Аналогичную картину мы наблюдаем и в музыке. Однако, нельзя сказать, что мы не умеем работать в коллективе. В разных регионах нашей республики действуют хорошие хоровые коллективы, которые выступают достаточно большим составом. Это доказывает ежегодный хоровой смотр музыкальных школ, проводимый Министерством культуры по всей стране. Это хорошая традиция. Я верю, что мы услышим об успехах не только сольных исполнителей, но и разных хоровых коллективов.


- Как часто дает концерты Азербайджанская государственная хоровая капелла?


- У капеллы раз в месяц бывают плановые концерты. Но на этом её деятельность не заканчивается. Мы выступаем на разных правительственных мероприятиях, участвуем в отдельных проектах, а также работаем с гостями нашей столицы. Недавно был грандиозный концерт с живой легендой мировой культуры Эннио Морриконе, где мы на протяжении всего концерта были на сцене. Было очень интересно участвовать в исполнении музыки, которую мы слышали в детстве в фильмах. 


- В студенческие годы Вы вели журнал и занимались общественной деятельностью. Можно об этом поподробнее?


- Да, я была членом состава управления Студенческой Молодежной Организации БМА и состояла в редколлегии журнала «МЕЦЦО». Благодаря этому я получила хорошую возможность частично попробовать себя и в журналистике. Это была идеей нашего председателя Вугара Гумбатова. Он же был главным редактором журнала. Здесь освещались мероприятия, проводившиеся в нашей академии, успехи наших студентов, их статьи. Также имелись рубрики. Экземпляры номеров журнала хранятся в библиотеке БМА, и все желающие могут их почитать.


- В каких странах Вы были на гастролях? Я слышал Вы президентская стипендиатка… 


- В Мае 2008-го года у нас были  первые гастроли с детской хоровой капеллой. Там участвовали детский симфонический оркестр, мугамное трио, солисты и танцевальная группа. Проект назывался "The goodwill angels of Azerbaijan", который осуществлялся при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Мы были в Париже, Страсбурге и Брюсселе. Выступали с концертом в главной резиденции ЮНЕСКО, в Совете Европы, в Кафедральном соборе и в других концертных залах Франции и Бельгии. Это турне продолжалось 10 дней.


Эта поездка запомнилась мне на всю жизнь. Я получила массу впечатлений и положительных эмоций. После нашего турне Диляра ханум предложила мою кандидатуру, как одну из ведущих голосов в хоре, на получение президентской стипендии. В итоге я стала президентской стипендиаткой.

Еще одна поездка, организованная при поддержке Министерства молодежи и спорта, состоялась в Республику Ингушетия, где в июне 2013-го года проводился международный фестиваль под названием "Студенческая весна на Кавказе". Мы получили дипломы лауреата, более того, после выступления президент Ингушетии Ю.Евкуров пригласил азербайджанскую делегацию на прием.  

- Ваша мама известный композитор. Оказывает ли это на Вас некоторое давление или наоборот поддерживает в каких-то моментах? 


- Это сыграло значимую роль в моем формировании и становлении как музыканта. В школьные годы она много помогала мне по музыкальной литературе и по другим предметам, касающихся музыкальной грамоты. Постоянно отвечала на интересующие меня вопросы, мне не надо было далеко ходить. Конечно, это большая поддержка.


- Есть такое выражение «Музыка – это универсальный язык, который понятен без слов». Вы с этим согласны?


- Я полностью с этим согласна! Музыка способна объединить все народы мира! Это самое большое чудо, ниспосланное Всевышним всему человечеству!


- Как, по-Вашему, почему современная молодежь не интересуется классической музыкой? Как можно привлечь ее внимание?


- К сожалению, в последнее время вкусы людей поменялись в худшую сторону. Наверное, здесь большую роль играет пропаганда. Более того, в обычных общеобразовательных школах практически не проводятся уроки музыки. Разве что записывают слова детских песен. На этих уроках должны поэтапно прослушиваться хотя бы самые известные произведения мировой классики, чтобы дети и подростки имели хоть какое-то представление, и отличали хорошую музыку от дешевой. А еще мне больно смотреть на детские игрушки, в которых звучит это безвкусная "музыка". За все это кто-то должен быть в ответе. Надо чаще устраивать флешмобы, связанные с классической музыкой. Пару раз подобные мероприятия уже проводились в нашей столице и это меня обрадовало.


- Если Вам придется выбирать между вокалистом и хородирижером, на чем Вы остановитесь?


- Я не думаю, что мне придется выбирать. Одна деятельность не препятствует другой, потому что я не строю свою карьеру на сольном исполнении. То есть, когда меня спрашивают - кто я по специальности, я отвечаю - хородирижер.


- Какие у Вас планы на будущее? Кем вы себя видите? 


- Планы работать и еще раз работать над собой, самосовершенствоваться. А кем я стану в будущем - покажет время.


-  Удачи Вам и творческих успехов.


- Спасибо.


ANN.Az



. . Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла Лейла
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Состоялось судебное заседание по делу Расула Джафарова