Жизнь миллионеров всегда вызывала интерес. Многих раздражало их состояние, других – количество женщин. Не мало было и таких, кто им завидовал и с удовольствием хотел бы оказаться на их месте.
Одну из скрытых сторон жизни Гаджи Зейналабдина Тагиева раскрывает в одном из своих произведений английский писатель О'Нил.
По своей природе Г.З.Тагиев был малоразговорчивым. Говорить о себе он вообще не любил. Это качество формировалось как самой его сутью, так и скромностью характера. То, что иностранным и в особенности английским журналистам и писателям удалось изучить своеобразный характер этой известной личности, объяснялось тем, что Тагиев лично принимал у себя журналистов, столь часто в те времена посещавших Баку.
Журналисты, пользующиеся его откровенность, предпочитали говорить на всевозможные темы, и, таким образом, им удавалось получать сведения о таких темах, которые были мало известны широким слоям читателей.
Своим состоянием я буржуа, а душой - рабочий
Миллионер не любящий говорить о себе, отвечая на хитроумные вопросы профессиональных журналистов, порой вынужденно соглашался с вопросами, раскрывающими определенные тайны его жизни. Чтоб как-то уклониться от прямого ответа английского журналиста, Гаджи, выразил свою мысль всего одной фразой: «Я никогда не испытывал недостатка в славе, в деньгах и красивых женщинах». На вопрос «что из этого нашло вас первым», он ответил «женщины». А отвечая на вопрос «что из этих трех богатств вы больше всего предпочитаете в жизни», он ответил «красивых женщин». «По объему своего состояния я буржуа, а душой – рабочий. Совесть рабочего всего оттягивала меня в сторону простого люда» - сказал он.
Эти слова принадлежат Зейналабдину. Даже несмотря на то, что богатые иностранки желали крутить с ним любовные истории, эта известная личность предпочитал женщин бедных и проживающих в нужде.
Я представлял вас мощным словно Геракла
В те годы жена наместника на Кавказе Воронцова Лиза Григорьевна часто встречалась со своими подругами из Тбилиси. В ходе одной из таких встреч грузинки уже знакомые с Тагиевым столь красочно описали Лизе мужественность Тагиева, что у нее к нему возникло желание. Она просит подруг организовать для нее встречу с Тагиевым. И чтоб встреча непременно состоялась она даже заплатила подругам. Женщины организовывают для них встречу в ходе прогулки по парку. Встреча превосходит все ожидания Лизы. Она влюбляется в Тагиева с первых минут разговора. Так между Тагиевым и Лизой зарождается короткий любовный роман...
Жена Александра III Софья
Весть об этом кратковременном любовном романе доходит и до жены Александра III Софии Августы. Напомним, что София Августа была дочерью Датского короля. Чтобы увидеть Тагиева, она упрашивает своего мужа Александра III посетить Баку. А поводом для своего мужа она придумала желание построить в Баку церковь. В октябре 1888 года Александр III вместе со своей женой Софьей посещает Баку, и церковь здесь действительно была построена.
После этого состоялась встреча Тагиева с Александром III и его женой Софьей. После встречи Софья переговорила с Тагиевым наедине. Начав разговор первой, София сказала: «Я представляла вас мощным словно Геракл, а вы вопреки похвальбе незрелых женщин похожи на очень простого человека». Тагиев ответил: «Да, госпожа. Аллах наделил каждого своими достоинствами. Кто-то высок ростом, а у кого-то высокий голос». Этим он намекнул на высокий рост датчан и зычный голос Александра III.
Таким образом, после того разговора завязался тайный «любовный» роман между Тагиевым и женой Александра III Софьей. Своей тонкой энергетикой и любезностью Г.З.Тагиев в любой период своей жизни оставался любимчиком женщин. Основной его отличной от других миллионеров чертой, благодаря которой его любили женщины, были полное отсутствие жадности, максимальное внимание и щедрость. Он никогда не оставлял без надежды обращавшихся к нему женщин, вне зависимости был ли с ними знаком или нет. Он всегда с истинным мужским благородством удовлетворял их финансовые или душевные потребности. В то время в Баку было много миллионеров и большинство из них считали честью для себя проводить время с христианками – русскими, армянками, грузинками, польками, немками, и одаривать их драгоценными украшениями. Были даже соревнующиеся друг с другом в борьбе за иностранок. Но Тагиев был другим.
Аромат «Eleqan De Parti»
У Тагиева было много поклонниц среди женщин не только в Баку, но и в Москве, Петербурге, Берлине и Париже. Француженки особо отмечали приезд Тагиева в Париж. А сам Гаджи тоже не оставался безучастным в отношении этих женщин. Он искренне воспринимал любые поступки женщин и высоко их ценил. Со словами «чтоб у них было хорошее настроение» он дарил им самый известный в Париже на тот момент и самый дорогой парфюм «Eleqan De Parti». Многие женщины с завистью смотрели на этот парфюм, украшавший в те годы витрины дорогих магазинов.
Тагиев и сам любил аромат этих духов. Он даже дал указ своему кучеру, чтоб перед приездом к нему в 9 утра, он опрыскивал этими духами шею и хвосты лошадей. Кучер с удовольствием выполнял это поручение. Поэтому улицы, по которым проезжал Тагиев долгое время благоухали привлекательным ароматом «Eleqan De Parti». По этой причине каждый мог знать по каким улицам и куда именно ездил сегодня Тагиев. Отметим также, что Тагиев был очень пунктуальным человеком, и многие сверяли свои часы по времени в который мимо них проезжал его фаэтон.
101-летний обладатель 8 детей
Благодаря своему благосостоянию и мужским качествам Тагиев не был обделен любовью красивых женщин. И поскольку мысли миллионера были заняты женщинами и деньгами, то о женитьбе он вспомнил поздно и в 42 года решился все же на этот шаг. Первой его женой стала двоюродная сестра (дочь брата его отца) Зейнаб. От этого брака родились Исмаил, Садиг и Ханым. Во второй раз он женился в свои 73 года. Второй его женой стала дочь генерала Араблинского 21-летняя Сона ханым.
Повествуется, что 73 летний Тагиев влюбляется в молоденькую дочь Араблинского. Когда он сообщает Араблинскому, что хочет заключить с его дочерью брак, то генерал ему отказывает. Но при этом оговаривает, что без согласия своей дочери он не сможет дать свое добро. Тогда Тагиев наедине встречается с Сона ханым и делает ей предложение. Араблинский думал, что 21-летняя девушка не станет заключать брак с 73-летним мужчиной. Но после разговора с Гаджи, вскорости Сона оповещает свою семью о согласии. Не известно, что именно сказал знаток женских сердец и миллионер Сона ханум, но она дала согласие на заключение с ним брака. От этого брака рождаются Лейла, Сара, Сурийя, Магомаед и Ильяс. Гаджи прожил с Сона ханым до своего 101-летия.
Мне неизвестна даже малая толика его знаний
Однажды Ахунд Гаджи Тураб прочитал для Тагиева суру Ясин из Корана и перевел ее. Когда дошли до 82 айи и прочитали «Если Аллах чего-либо пожелает, и скажет этому «Будь», то это тотчас же свершится», то Гаджи спросил: «То есть, вот у меня столько богатства и если Аллах захочет, то я в мгновение ока могу его лишиться?» На это Ахунд ответил утвердительно.
Когда в Азербайджане утвердилась Советская власть, с приходом которой Гаджи лишился всего своего богатства, то при смерти он завещал похоронить себя у ног Гаджи Тураба.
Другая история об этом повествует следующее. Однажды, во время прогулки на фаэтоне Гаджи встречается с Ахундом Гаджи, который ехал на сломанной коляске. Он сразу же останавливает фаэтон и хочет подарить его Гаджи Турабу. Гаджи Тураб отклоняется подарок и отвечает: «Благодарю. Я довольствуюсь тем, что у меня есть. И за твое желание подарить мне это я благодарен Богу. Все в руках Аллаха, который может в мгновенье ока превратить богатого человека в нищего».
Если в свое время Гаджи Зейналабдин и не обратил внимание на эти слова, то впоследствии лишившись всего он не мог не вспомнить высказывание этого дальновидного человека. Поэтому он завещает похоронить его под ногами Ахунда. «Мне не известна даже малая толика его знаний» - сказал он.
Заупокойная молитва, прочитанная на 44 языках
Тагиев умер в 1924 году в возрасте 101 года. Его похоронили в Мярдакяне. Среди людей провожавшие его в последний путь, женщин было в 2 раза больше чем мужчин. Хотя по законам мусульманского мира женщины не могут сопровождать тело усопшего. Несмотря на сопротивление религиозных деятелей, своим числом женщины сумели одержать вверх над законами шариата. Говорят, что во время похорон в Усыпальнице Пире Гасана ему прочитали заупокойную молитву на 44 языках. Поскольку Баку был многонациональным городом, то здесь можно было встретить представителей разных наций. К тому же на похороны Тагиева пришли и иностранки. Гаджи был идеалом мужчины того времени и женщины доказали это своим плачем на похоронах 101-летнего человека.