В Азербайджане же здание оперы было построено приблизительно 100 лет назад. Со значением, придаваемым культурой опере, балету, классическим музыкальным жанрам в нашей стране в 1908-ом году на 100 лет раньше Турции была поставлена первая опера Востока – произведение Узеира Гаджибеклва «Лейли и Меджнун». Именно с различием взглядов турецких и азербайджанских зрителей на оперное искусство мы начали нашу беседу в Анкаре с исполнителем роли Меджнуна в многократно представляемой за последние 10 лет в Турции опере «Лейли и Меджнун» мастером искусства мугама, народным артистом Мансумом Ибрагимовым.
Представляем читателям интервью мастера мугама и оперы, народного артиста Мансума Ибрагимова ANN.Az в Анкаре:
- Мансум муаллим, отличаются ли турецкие зрители от азербайджанских?
-Я бы не сказал, что есть большая разница. Публика есть публика. Хоть в Турции, хоть в Азербайджане, хоть в Европе или в любой другой стране хорошую музыку, хорошего исполнителя всегда ценят. Турки одинаковые с нами, мы азербайджанские турки. Нашу музыку встречают очень хорошо, знают наизусть многие мугамы. Особенно, по сравнению с периодом 10 лет назад, сегодня больше приходят на наши концерты, знают наших исполнителей, все больше смотрят наше телевидение. Например, у меня есть одна песня "Hadi gözəl yar”, турки получили мое разрешение и спели ее.
-Существует ли различие между азербайджанским зрителем в Турции от зрителя в Азербайджане?
-Есть. По-моему, разница существует потому что, насколько бы не было родным, пусть здесь и наш край, все же есть что-то чужое. Я со стороны чувствую это лучше. Здешние азербайджанцы с большим рвением следят и за приехавшими из Азербайджана музыкантами, и представителями других областей. Я видел это и на концертах. Вы знаете, что молодежь больше любит, слушает эстрадную музыку. В Азербайджане же в результате пропаганды на государственном уровне вырос интерес к мугаму. Здесь же, я стал свидетелем особого интереса к мугаму у получающих образование наших студентов. В заключении концерта, несмотря на позднее время, усталость, молодые люди не ушли, они выражали мне благодарность, хотели сфотографироваться. Я тоже никого не обидел. Вчера вечером мы пошли на ужин. Я увидел, что группа азербайджанской молодежи отмечает там день рождения. Они исполнили для меня мою песню «В горах туман красив». Это было очень приятно. Хочу сказать, что наши здешние сограждане более чувствительны.
-Организатором вашего концерта в университете Хаджеттепе была молодежь. Получив это предложение, не трудно ли было принять решение?
-В какую бы страну я не поехал, обязательно встречаюсь со студентами. Когда отсюда ко мне обратились студенты, я облегчил им работу. (Отметим, что концерт был организован стараниями Объединением азербайджанских студентов университета Orta Doğu Texnik.В жаркий период экзаменов молодые люди хорошо мобилизовались для сбора сотен студентов – авт.) Я итак знал, что приеду на мероприятие Тюрксоя. Концерт спланировали так. Большое им спасибо, очень потрудились для осуществления концерта.
-Мансум муаллим, какая, по-вашему, опера и народная музыка наиболее близка турецкой публике?
- По-моему, вся. В 2005-ом году мы привезли в Стамбул «Лейли и Меджнун». Представьте, что в Стамбуле, очень смешанном с точки зрения проживающих там народов и национальностей, мы дали 3-4 представления, которые были встречены с большим интересом.
-В Анкаре оперетта «Аршин мал алан» каждый сезон встречается со зрителем 4-5 раз. Билет найти очень сложно.
-Потому что, у нашей оперной школы очень большая история.
Даже при создании здешнего театра артисты, дирижеры, музыканты из Азербайджана
приезжали и помогали. У нашего композиторства, музыки, исполнительства очень
древние традиции. В Турции есть 6 оперных театров, в их создании большая роль
принадлежит нашим азербайджанцам.
-Какая наша опера привлекает большее внимание в Турции?
- Здесь по инициативе ТЮРКСОЙ был продемонстрировал «Кероглу». Естественно, произведения Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун», «Аршин мал алан», «Не та, так эта».
- Вы получали предложения из Турции? Хотели бы получить предложение для участия в совместных проектах?
- Конечно же я получил множество предложений. В 2008-ом году меня пригласил TRT, İя дал большой концерт вместе с Измирским Симфоническим оркестром в Измире. В Стамбуле прошли несколько вечеров мугама, где я выступал.В этот раз после нашего выступления на организованном ТЮРКСОЙем мероприятии, посвященном 70-летнему юбилею Афлатуна Нейматзаде, мы получили предложение организовать вечер мугама в Анкаре. С удовольствием присоединимся. Получили приглашение от TRT Avaza, но в связи с нашей программой пришлось отложить до следующего раза. Думаем, в январе. Получили приглашение и от телеканала TRT. Дай Бог, выступим в прямом эфире с 3-часовой программой.
-В Турции есть артист, с которым вы делите сцену «Лейли и Меджнуна»?
-В исполняемых мной мугам операх это невозможно. В Турции есть народная музыка, которую называют узун хава. Однако мугам принадлежит именно Азербайджану. В исполняемых мной операх сцену можно разделить просто с азербайджанцем.
- Какие у вас есть новые проекты?
- Уже 6 лет у меня есть совместный с друзьями проект «Молодеющий мугам». Мы, организовывая концерты молодых исполнителей во дворце имени Гейдара Алиева, собираем молодежь вместе со зрителями. Таристов, кяманчистов и молодых исполнителей. В прошлом году с моей помощью со зрителями встретились 50 исполнителей. Мы приглашаем на концерт наших мастеров исполнителей, представителей. Придя, они открывают для себя новые голоса.
- Мансум муаллим, в Турции иногда даже известные артисты исполняют роли в сериалах, фильмах. Если вы получите подобное предложение, примете его?
-Нет. Я не вижу себя в этом.
- А если захотят заново снять «Лейли и Меджнун»?
- Тогда, конечно. Но в сериалах даже не думаю.
Шахла Абусаттар Йаман
Следите за нами в социальных сетях !