Когда в сети появились фотографии работ Акрама Буниятзаде, я на размещенный там вопрос: можно ли это считать искусством, ответил однозначно утвердительно. Ажурные, витиеватые, изящные и всегда разные металлические перила, двери, оконные решетки и другие изделия для убранства дома притягивали взор. Хотелось рассмотреть тонкие узоры пристальнее, и конечно, встретиться с автором этих произведений – Акрамом Буниятзаде.
Его мастерская размещена в бакинском рабочем массиве Кешля. Там он договаривается с клиентами, рисует эскизы, оттуда выезжает к заказчикам и сотрудничающим с ним кузнецам. В его мастерской нередко происходят окончательная сборка и доводка металлических произведений искусства, созданных для украшения дорогих и не очень частных владений.
А образование Буниятзаде получил высшее математическое. Завершив в 1974 году обучение в Азербайджанском госуниверситете, работал по специальности инженера-программиста в нескольких советских учреждениях, занимался наукой и готовил диссертационную работу.
Потом, в 1987 году в СССР разрешили о кооперативное движение. Акрама потянуло в мастерскую его дела-кузнеца. Старая мастерская деда с архаичными воздушными мехами и молотками была в Кемурчу-мейданы. Акрам встал рядом с дедом у станка, и увлекся ремонтом сейфовых замков.
Этот путь привел его к сегодняшней сфере – Акрам Буниятзаде собрал рядом с собой прекрасных кузнецов, наладил деловые контакты с поставщиками местных, турецких и китайских металлических полуфабрикатов. Его бригада создает металлические чудеса в самых разных стилях – от модерна до классики. Полностью изготовленные на месте, исключительно ручные изделия стоят, конечно, дорого.
Беседа с А.Буниятзаде интересна мне с нескольких точек зрения. Хотелось получить ответы на вопросы: действительно, как говорят многие, в Азербайджане невозможно без взяток заниматься своим бизнесом, растут или падают объемы строительства частных домов (вилл), какие вкусы у его заказчиков и какие они – владельцы этих вилл? Какими качествами нужно обладать, чтобы справляться с этими трудностями и честно зарабатывать деньги, да еще и получая удовольствие?
Как происходит общение с заказчиком?
«Часто разговор начинается с рассматривания картинок на экране компьютера. Раньше листали потрепанные иллюстрированные журналы. Я объясняю, что не все нарисованное бывает функциональным, какие-то завитушки могут оказаться ломкими, опасными для детей. С женщинами бывает легче договориться, у них чувство красоты развито больше», - рассказывал Акрам.
Трудно ли договариваться с заказчиками-владельцами вилл?
Чаще владельцы вил все заботы поручают прорабу, с которым Акрам решает все вопросы. Иногда хозяин сам занимается строительством. В этом случае с женщинами-заказчиками лучше не работать, Акрам от таких заказов отказывается.
Около 10% заказчиков оказываются обманщиками. Они цепляются к ошибкам в работе, позднему исполнению заказа, не соответствию конечного продукта эскизу, а чаще претензии бывают надуманными, только для того чтобы не заплатить мастерам за работу. «Я таких заказчиков распознаю сразу, при первой же встрече. Заранее беру с них предоплату».
Вкусы азербайджанских заказчиков невысокие, но иногда попадаются интеллектуалы, с которыми обсуждать заказ бывает полезным и интересным.
Новой тенденцией стали заказы стеклянных изделий, сработанных по специальному заказу. Недавно Акрам собирал стеклянное оформление лифта в частном доме. На изготовление эксклюзивных изделий уходит до нескольких месяцев, а сборка одного метра изделия на месте возможна за день работы.
Несмотря на мировой экономический кризис, в Азербайджане падения объема элитного строительства нет. Буниятзаде испытывает скорее трудности в связи с усилением конкуренции на рынке заказов. Вынужден прибегать к рекламе. Бывает, что конкуренты копируют работы Акрама, но ничего с этим не поделаешь. До тех пор, пока мастер не станет оформлять авторские права на свои работы, копировать будут.
Насколько справедливо утверждение о том, что вследствие нашей коррупции самое правильное – не заниматься в Азербайджане бизнесом, не вкладывать здесь свои деньги?
Замявшись, Акрам с этим утверждением согласился и рассказал, как однажды его вызвали в прокуратуру, обвинив в обмане клиента. На самом деле клиент заплатил за одну гаражную дверь, которую от мастера и получил, но обвинил Буниятзаде в присвоении оплаты за 6 дверей.
Мастеру пригрозили уголовным наказанием. Как и ожидалось, работник прокуратуры быстро «забыл» о выдвинутом обвинении, выжав согласие Буниятзаде выполнить заказ на двухэтажной вилле этого чиновника. Пришлось изготавливать оконные решетки ему бесплатно.
«Где-то раз в году приходит полиция, увозят мастеров в полицейский участок, вызывают меня и, освободив мастеров, сажают туда до тех пор, пока не получают требуемое».
Как вы думаете, могут быть такие случаи в зарубежных странах? – спросил я Акрама.
- Думаю, могут. Если я получаю по электронной почте лживые сообщения о богатом наследстве с предложением заплатить за труд адвоката, значит, жулики есть и зарубежом.
Акрам Буниятзаде мечтает расширить производство изделий прикладного искусства, но без крупных вложений и защиты свыше открыть большое производство, способное оснастить металлической красотой все дома в Баку, ему не по силам.
«Единственное, что у меня есть – это трудолюбие, удача и благословение свыше», – говорит он.
Последний вопрос был о тенденции развития прикладного искусства по изготовлению изделий для жилья.
Акрам Буниятзаде считает, что заметна тенденция перехода на изделия из стекла и нержавеющей стали , с применением плазменных методов сварки, позволяющих изготавливать кружевные узоры.
Труды наших мастеров становятся известны за рубежом. Буниятзаде продал уже свое изделие немцу в Германию. Этот заказчик работает в Азербайджане и решил, что азербайджанский национальный орнамент для его дома в Германии приемлемее. Потом Акрам узнал, что его работа в Германии была перепродана другому покупателю, за тройную цену.
Кямал Али
ANN.Az