Кямал Али
Все у азербайджанцев течет и все меняется, но я не уверен, что происходит это всегда к лучшему. Мне не кажется, что размещение мужьями фотографий своих жен и дочерей в «фейсбуках» – хорошее дело.
Раньше, когда фотографии были только в толстых альбомах, а компьютеров не было вовсе, семейные альбомы гостям если и показывали, то страницы с изображениями своих женщин быстро перелистывали, чтобы не смущать гостя. Мне кажется, раньше было лучше.
Но кто нас спрашивает – нравится нам это или нет? Нация оказалась под напором европейских семейных ценностей. Вернее, отсутствия таковых.
То, что два-три года назад скрывалось в ночи, где-то рядом с бакинским отелем «Европа», теперь открыто танцует и веселится в «шадлыг евлери», да еще и показывает свои изображения в сети. В азербайджанской прессе появилась иллюстрированная статья о предновогоднем концерте в одном из ресторанов Баку, где правили отечественные трансвеститы - переодетые в женскую одежду мужчины. Не знаю, кто из них согласился на операцию по смене пола, но такие в нашей стране тоже есть.
Непонятно, как к этому явлению относиться. С одной стороны, они тоже «человеки», и это несомненно. Если не нарушают закон и не мешают другим жить своими переодеваниями, какое нам до них дело? С другой стороны, есть незыблемые ценности - мужество, семья, намус, гейрят и убеждения большинства, которое не желает, чтобы наши дети смотрели, как веселятся и безбедно живут отечественные бесполые существа. Я не хочу, чтобы, видя на азербайджанских телеэкранах бесполых ведущих, мои дети и внуки им подражали, считая, что если женоподобные мальчики не слезают с экранов, значит, они лучшие.
Если бы только это. Я был шокирован просмотром в сети страниц шведского рисованного детского журнала. А может, это была книга. Неважно, главное, что все это неминуемо дойдет и до нас.
Шведская книжка рассчитана на детей 6-10 лет, богато иллюстрирована, и все о мужском детородном органе. В журнале орган называется так, как говорят простолюдины-шведы, к тому же есть словарик, в котором даны переводы названия на многие языки. И на русский. В общем, то слово, которое очень часто употребляется в русском языке для связки слов.
В журнале-самоучителе повествуется (с изображениями) о том, как и когда ОРГАН увеличивается в размерах, о безопасности мастурбации (разоблачается миф, навязанный взрослыми, о том, что у мальчиков в этих случаях на ладошках вырастают волосы).
Дальше рассказ о сексуальных фантазиях, которые есть у всех - взрослых, молодых и даже у собак, и все такое.
Для азербайджанской семьи такие разговоры родителей с детьми просто неприемлемы. Никто этого не поймет. Родителя обвинят в растлении детей, в педофилии и бог знает еще в чем. Даже дети "выпадут в осадок". Всякое уважение между поколениями полетит к черту. Соседи отвернутся, ребенка из такой семьи выкинут из школы, учителя обратятся в полицию, чего только не произойдет!
В сети, где эта информация появилась, комментарии азербайджанцев самые разные - от оскорблений в адрес авторов шведского самоучителя до скабрезного юмора, типа того, что выдала девушка: "я хочу почитать эту книжку".
Вначале у меня был шок, а потом пришло понимание того, что не все в жизни однозначно, как и в случае с оценкой транссексуалов. В шведском воспитании есть свой, типично скандинавский резон. Зачем врать, замалчивать, запугивать детей с раннего возраста, если все это они неминуемо узнают, но, наверное, из других, дурных уст? Какой смысл в нашей такой стыдливости? Не есть ли это та ложь, от которой мы потом всю жизнь отучаем наших детей?
Не мне судить об этом, лучше высказаться специалистам. Но факт, что кавказцы со своей стыдливостью (или псевдостыдливостью?) лучше других не стали ни по одному из общечеловеческих ценностей. Если кто-то приведет аргумент о сбереженных наших семейных ценностях, я с ним соглашусь. Но на время, потому что все мы знаем, что и эти наши ценности постепенно исчезают.
С третьей стороны - Европа неминуемо приближается, что бы Путин не говорил. Европейские либеральные понятия надвигаются вместе с безграничным интернетом, телевидением, всякими скайпами и инстаграммами. Даже в Иране против этого лома не нашли приема (иранцы обходят запреты на интернет скрытыми техническими способами).
Кстати, об Иране. Если даже они не в силах защититься от европейского влияния, что нам делать? На этой неделе иранское высшее духовенство объявило запретной (харам) любовную переписку в Facebook. На беду нашей молодежи, в Азербайджане журналист ресурса modern.az решил поинтересоваться в Управлении Мусульман Кавказа (УМК) о позиции местных мусульманских руководителей. Узнав от журналиста об иранском нововведении, официальные руководители УМК и муллы также заявили: переписка в FB на любовные темы - это обязательно харам.
"Хороший" пример для азербайджанских официалов в других областях. Хорошо бы журналистам обратиться в президентский аппарат с вопросом об их позиции относительно свободы слова в США, и получить желаемый ответ: "свобода слова должна неукоснительно соблюдаться".
Или спросить наш Минздрав, что он думает о бесплатном лечении во всех клиниках Швеции, и получить на руки приказ Минздрава АР о том, что отныне все больницы в Азербайджане, независимо от статуса, будут лечить бесплатно.
А если поинтересоваться правами солдат в Швейцарии, которые могут жить дома со своим оружием в сундуке, можно добиться, по примеру швейцарцев, увольнения по домам всех наших солдат
Эти перечисления, конечно, шутка. Серьезным же является то, что традиции и ценности азербайджанцев неминуемо уходят в историю. Так же, как обязательные для настоящего кавказского мужчины шапки. Вначале бакинцы заменили каракулевые шапки на кепки-«аэродромы», потом остались вовсе без головных уборов, а теперь красят волосы в яркие цвета или мажут, по примеру турецких студентов, чем-то противным и жирным. И ничего с этими новостями не поделаешь. Что бы ни говорили и к чему бы не призывали азербайджанские и иранские муллы, молодежь будет беседовать о любви в Интернете.
Может, закрыться дома и нанять детям приходящих учителей? Знаю такие семьи - телевизор дома не держат, чтобы не портить воспитание юных. Между прочим, дети в этой семье усиленно учатся, оба отличники. Знаете, что было потом? Эта семья переехала жить в Дублин. Теперь мама в панике, не зная, как сохранить семейное воспитание уже взрослых сына и дочери.
ANN.Аz