Вице-спикер азербайджанского парламента Бахар Мурадова руководила делегацией нашей страны на завершившейся вчера в Баку Парламентской Сессии ОБСЕ. Она ответила на вопросы ANN.Az
- Как вы оцениваете итоги завершившейся Ассамблеи?
- Считаю, что за эти дни 23-я ПА ОБСЕ провела очень серьезные дискуссии с взаимными обвинениями и это нормально, так как решались важные проблемы в регионе ОБСЕ. Так бывает всегда, актуальность сессий зависит от характера повестки дня.
В Баку в центре внимания был украинский вопрос, поэтому было ясно, что дебаты будут жаркими. Напряженными были обсуждения даже повестки Сессии, когда было предложено включить в повестку украинский вопрос. Но, как и всегда, обсуждения прошли корректно, с учетом международных правовых принципов.
Считаю, что самым запомнившимся на этой сессии было нарушение принципов заключительного Хельсинского акта. Мы 22 года не могли добиться обсуждения этой проблемы, в очень редких случаях к обсуждению этой темы присоединялись депутаты от европейских стран, но наверное, сепаратизм в Украине заставил их обратиться к проблеме игнорирования принципа территориальной целостности государств, использования референдумов для свержения законных правительств и разрушения государств. В Баку создан прецедент осуждения сепаратистов, создания вооруженных группировок и проведения незаконных референдумов.
Сессия проведена на высоком организационном уровне. Мы, как принимающая сторона, создали все условия для работы депутатов вне заседаний Ассамблеи, вне программы, и отдыха гостей. Мне не раз об этом говорили коллеги.
- Словно мир вспомнил о попрании принципа территориальной целостности благодаря тому, что убивают людей в Украине.
- Я бы не хотела так сказать. Не хотела бы, чтобы какой-то народ и мир столкнулся с бедами, которые видели мы, и после этого акцентировали свое внимание на нарушении международных принципов. В парламентах, правительствах стран и в народах достаточно умных и грамотных людей, понимающих необходимость соблюдения международного права. Наверное, им не были интересны эти принципы и поэтому о них не вспоминали.
Украинский кризис в Европе не единственный, таких конфликтов много и они сохраняются в горячем состоянии, создавая прецедент для появления новых конфликтов. Но принятие бакинской резолюции будет способствовать появлению на следующий ПА ОБСЕ новых важных документов. Хорошо уже то, что мир вернулся к истине с половины пройденного пути.
- Мне кажется, принятая в ПА ОБСЕ резолюция по Украине не заменит один российский танк в этой стране.
Минусом нашей работы в ПА ОБСЕ является отсутствие механизмов исполнения принятых документов. Необходимо вновь рассмотреть мандат ОБСЕ и его структур, подумать о причине отсутствия реализации его решений и низкой эффективности работы ОБСЕ.
- По Азербайджану были приняты два пункта в общей декларации, критикующие нашу страну…
Как известно, мы год вели переговоры об изменении статуса миссии ОБСЕ в Азербайджане. Статус изменен, приняты новые штатные расписания и правила финансирования работы миссии, новые правила работы. Действующий председатель ОБСЕ, президент парламентской ассамблеи и руководитель миссии заявляли об успешной работе новой структуры ОБСЕ в Баку – координатора проектов. Начаты работы по первым проектам вместе с Милли Меджлисом Азербайджана, в направлении принятия азербайджанских законов и их применения. Все это происходило в соответствии с решением Совета Министров ОБСЕ.
Процедурные правила говорят, что принимающая миссию ОБСЕ страна сама выбирает форму сотрудничества с ОБСЕ, а международная организация это обсуждает и принимает. Это процесс прошел, обсуждать его вновь неправильно и возвращаться к нему мы не будем, в Азербайджане ОБСЕ будет представлена в виде Координатора проектов. Эта ситуация утверждена Советом министров ОБСЕ. Для изменения этого формата пришлось бы приступить к новым переговорам с правительством Азербайджана. Этого не будет.
- А как по поводу решения ПА ОБСЕ по вопросу политических узников в Азербайджане?
При обсуждении пункта о политических узниках в Азербайджане было нарушение процедуры, но председатель Комитета ПА ОБСЕ этот факт не признал. Мы выразили свой протест, но пункт был принят. Азербайджанская делегация также считает, что в регионе ОБСЕ не должно быть политических узников, тут мы не возражаем и совершенствуем свое законодательство, работаем с обществом. Мы не считаем, что в Азербайджане есть политические узники и заявляем об этом. Если они призывают Европу не допускать осуждения людей по политическим признакам, мы к этому присоединяемся, но возражаем против утверждения о существовании политических узников в Азербайджане.
Прежде чем включить в резолюцию упоминание об Азербайджане, ПА ОБСЕ не проводило расследования, не назначило докладчика по этой проблеме, доклад не выслушан депутатами, тем не менее, антиазербайджанский пункт был включен в документ ПА ОБСЕ. В этом заключается несправедливость, она очевидна. Другого названия этому нет.
- Можно ожидать освобождения узников, поименованных в отчетах правозащитников?
- Любой узник и подследственный может быть выпущен на свободу.
Только европейским политикам понятно, почему они политизируют арест и осуждение некоторых лиц. В Азербайджане и в мире много осужденных, но почему называются имена только этих людей? Почему на столь высоком уровне Ассамблеи не требуют освобождения других осужденных? Считаю, что некоторые в мире, поднимая вопрос об освобождении отдельных осужденных в Азербайджане, преследуют свои политические и геополитические интересы, желая опорочить нашу страну.
Кямал Али