Живя в урбанистическом Баку нельзя представить, насколько труден быт и работа крестьянок. Я был удручен, когда нас привезли на поле, где закутанные для защиты от солнца молодые и пожилые женщины выкапывали лук. Под открытым небом температура может доходить до 50 градусов. Стыдясь, как видно, своим каторжным трудом, женщины при виде фотоаппарата закрыли лица платками, и только сынишка одной с интересом смотрел в объектив. Его не с кем было оставить дома, и он игрался сам с собой в тени деревьев. Рядом, у кромки поля и тоже в тени ждали мешки с луком мужчины – оптовый покупатель и водитель грузовика.
В тот же день мы зашли во двор одной из местных женщин. Она одна растит детей, поденно работая на поле, принадлежащем фермеру. Бедность била в глаза. Ее муж много лет назад уехал работать в Россию и пропал. Неизвестно что с ним стало. Может погиб, или завел там себе другую семью. Иссохшая от тяжелого труда жена одна, в сальянской деревне растит четырех детей.
На равнине женщины весь день трудятся на поле – своем или чужом. Женщины в горных азербайджанских районах заняты в основном животноводством, то есть убирают за овцами и коровами, кормят и доят их, а в остальное дневное время суток заняты бесконечными домашними делами. Ни четкой установленной зарплаты, ни социальных пособий, страховки за потерю трудоспособности и здоровья они не получают, а размер оплаты за труд, выдаваемой хозяином-фермером, нигде документально не фиксируется. Значит, отчислений в Фонд социальной защиты населения они не производят и пенсию за трудовой стаж получать не будут.
По данным Государственного комитета статистики Азербайджана за 2010 г., 47,2% женщин заняты сельским хозяйством. На селе доля работающих женщин выше по сравнению с долей работающих мужчин. Менеджер проекта ОXFAM Рамиля Асланова сообщала журналистам на презентации программы «16 дней для женщины», что из живущего в сельской местности 45,9% населения Азербайджана 52,6% - женщины. Они получают 57% от зарплаты мужчин. Женщины практически не осведомлены о сельхозтехнике, не обладают информацией о составе земли и удобрениях.
В регионах около 80% здоровых женщин считаются безработными, хотя они весь день трудятся на подсобных хозяйствах, выполняют домашнюю работу и смотрят за детьми, так как традиционно дети в наших селах детские сады не посещают, - сообщил президент Фонда Конституционных Исследований Алимамед Нуриев.
Я смотрел сайт министерства сельского хозяйства АР (http://www.agro.gov.az), и не нашел ни одной программы защиты трудовых и социальных прав женщин, занятых в сельском хозяйстве. Как объяснил глава пресс-службы Министерства сельского хозяйства Муртузали Гаджиев, их ведомство защитой прав женщин не занимается.
«Министерство не может вмешиваться в дела частных сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающих и выращивающих продукты питания. Те женщины, которые нанимаются к фермерам на работу, сами решают свои трудовые отношения с работодателем, мы не можем в них вмешиваться. К тому же большинство женщин трудится в своих семейных хозяйствах. Министерство сельского хозяйства занимается только проведением аграрной государственной политики. Сейчас не советское время, когда народ трудился в подконтрольных государству колхозах и совхозах», - сказал он.
В списке мероприятий, запланированных Минсельхозом в рамках госпрограммы «Снижения бедности и устойчивого развития в АР в 2008-2015 годы» нет ни слова о женщинах, занятых сельскохозяйственным трудом. Несмотря на то, что многие мероприятия прямо связаны с отраслями, в которых трудится много женщин (шелководство, животноводство, продуктовое обеспечение).
В Азербайджане есть Федерация профсоюзов «Село-Пища-Работа». Мне там объяснили, что трудовые отношения в сельскохозяйственных предприятиях и фермах определяются Трудовым кодексом АР, внутренними правилами предприятий, а также договором между работником, работодателем и профсоюзом. Длительность дневного труда не может быть более 12 часов, а пенсионное обеспечение определяется выплаченными работниками отчислениями в Фонд соцзащиты. Те, кто не подписывал трудовые соглашения, естественно, пенсию не получат.
Уклонившиеся от заключения трудовых договоров работодатели наказываются законом, - сообщили из профсоюза и процитировали в письменном ответе Трудовой кодекс. В письме из Федерации говорится также о семинарах и круглых столах для руководителей профсоюзов, проведении отраслевых смотров-конкурсов, победители которых награждаются дипломами и призами. Письмо подписано руководителем аппарата Федерации профсоюзов «Село-Пища-Работа» Эльмирой Бахмановой.
Госкомитет по делам Семьи, Женщин и Детей вместе с Программой Развития ООН с 2013 года выполняет двухлетний проект «Распространение участия женщин, живущих в селах и районах, в экономической и социальной жизни». Целью проекта, выполняемого в Сабирабаде и Нефтчале, является изучение возможностей создания условий для деловой и социальной активности сельских женщин, в соответствии с их запросами, - сообщила старший советник Комитета Айнур Вейсалова. В Сабирабаде создан Ресурсный центр, где женщин учат создавать свой бизнес и управлять производством. Такой же центр может быть создан в Нефтечале. Подготовлены семь женщин-предпринимателей, они станут примерами другим женщинам.
Вейсалова сообщила о трех НПО - «Третий сектор», «Интеграция с Прогрессом» и Ассоциации женщин-предпринимателей Азербайджана, пропагандирующих среди женщин создание своих сельскохозяйственных компаний. Эти НПО и Госкомитет выполняют проект «Поддержка технического профессионального обучения женщин в регионах», заключающийся в проведении семинаров, тренингов, встреч с женщинами и администрацией в регионах.
Что касается законодательной базы защиты трудовых и социальных прав женщин на селе, то здесь у нас все просто идеально. В Трудовом кодексе АР имеется десятый раздел «Особенности регулирования трудовых отношений женщин, работников до 18 лет и в аграрной отрасли. В законе четко указаны права работниц и работодателя при заключении трудового договора с беременными и женщинами, имеющими ребенка до трех лет (ст. 240).
Перечислены работы, где запрещается применение женского труда (ст. 241), ограничен труд женщин на ночных, сверхурочных работах и в выходные дни, сказано о командировках (ст. 242), указаны условия перевода на более легкую работу беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 243), установлены перерывы для кормления ребенка (ст. 244), определены случаи установления для женщин неполного рабочего времени и сохранения заработной платы во время врачебного обследования (ст. 245) и гарантии работникам, воспитывающим детей без матери (ст. 246).
Знают ли наши женщины о своих правах, данных им государством? В 2010 году Госфонд соцзащиты населения провел опрос и выявил, что 62,44% граждан считают себя осведомленными о своих правах и обязанностях по пенсионному обеспечению, 22% респондентов не проинформированы в данном вопросе, а 16% вообще ничего не знают об этом («Тренд»). Заметим, что опрошенные сами оценивали свою информированность, то есть могли ошибаться. Такая ситуация с правовой грамотностью населения в наших селах выгодна работодателям, эксплуатирующим женский труд.
Каков результат нашего короткого исследования? Все точно так, как было в советское время – на бумаге куча дел и документов, законов и указов, но на деле права живущих в сельской местности женщин защищены только в государственных учреждениях – сельских школах, больницах, клубах и библиотеках. Какая-то работа в Госкомитете по делам Семьи, Женщин и Детей проводится, но что такое семь подготовленных Комитетом женщин на всю нашу страну?
Отчетов о проделанной работе много, а в действительности женщины в селах работают на полях с рассвета до заката, надеясь лишь на финансовую порядочность хозяина. Трудовые и социальные права подавляющего большинства наших крестьянок не защищены.
В нашем государстве, к сожалению, многое делается формально, только для видимости, чтобы создать эффект большой и тяжелой работы, взять за нее от государства больше денег. А страдают простые граждане, в нашем случае сельские женщины, работающие столько, сколько нужно хозяину, а не требует закон. Думаю, что законодательная база для реальной защиты прав женщин на селе у нас есть. Недостает только государственного, обязательно строгого контроля и суровых наказаний за нарушение трудового законодательства.
Несмотря на обилие слов и документов наши крестьянки беззащитны
Эти фотографии сняты мной весной прошлого года, когда Британская международная гуманитарная организация (OXFAM) устроила для группы журналистов поездку по трем центральным сельскохозяйственным районам Азербайджана.
Живя в урбанистическом Баку нельзя представить, насколько труден быт и работа крестьянок. Я был удручен, когда нас привезли на поле, где закутанные для защиты от солнца молодые и пожилые женщины выкапывали лук. Под открытым небом температура может доходить до 50 градусов. Стыдясь, как видно, своим каторжным трудом, женщины при виде фотоаппарата закрыли лица платками, и только сынишка одной с интересом смотрел в объектив. Его не с кем было оставить дома, и он игрался сам с собой в тени деревьев. Рядом, у кромки поля и тоже в тени ждали мешки с луком мужчины – оптовый покупатель и водитель грузовика.
В тот же день мы зашли во двор одной из местных женщин. Она одна растит детей, поденно работая на поле, принадлежащем фермеру. Бедность била в глаза. Ее муж много лет назад уехал работать в Россию и пропал. Неизвестно что с ним стало. Может погиб, или завел там себе другую семью. Иссохшая от тяжелого труда жена одна, в сальянской деревне растит четырех детей.
На равнине женщины весь день трудятся на поле – своем или чужом. Женщины в горных азербайджанских районах заняты в основном животноводством, то есть убирают за овцами и коровами, кормят и доят их, а в остальное дневное время суток заняты бесконечными домашними делами. Ни четкой установленной зарплаты, ни социальных пособий, страховки за потерю трудоспособности и здоровья они не получают, а размер оплаты за труд, выдаваемой хозяином-фермером, нигде документально не фиксируется. Значит, отчислений в Фонд социальной защиты населения они не производят и пенсию за трудовой стаж получать не будут.
По данным Государственного комитета статистики Азербайджана за 2010 г., 47,2% женщин заняты сельским хозяйством. На селе доля работающих женщин выше по сравнению с долей работающих мужчин. Менеджер проекта ОXFAM Рамиля Асланова сообщала журналистам на презентации программы «16 дней для женщины», что из живущего в сельской местности 45,9% населения Азербайджана 52,6% - женщины. Они получают 57% от зарплаты мужчин. Женщины практически не осведомлены о сельхозтехнике, не обладают информацией о составе земли и удобрениях.
В регионах около 80% здоровых женщин считаются безработными, хотя они весь день трудятся на подсобных хозяйствах, выполняют домашнюю работу и смотрят за детьми, так как традиционно дети в наших селах детские сады не посещают, - сообщил президент Фонда Конституционных Исследований Алимамед Нуриев.
Я смотрел сайт министерства сельского хозяйства АР (http://www.agro.gov.az), и не нашел ни одной программы защиты трудовых и социальных прав женщин, занятых в сельском хозяйстве. Как объяснил глава пресс-службы Министерства сельского хозяйства Муртузали Гаджиев, их ведомство защитой прав женщин не занимается.
«Министерство не может вмешиваться в дела частных сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающих и выращивающих продукты питания. Те женщины, которые нанимаются к фермерам на работу, сами решают свои трудовые отношения с работодателем, мы не можем в них вмешиваться. К тому же большинство женщин трудится в своих семейных хозяйствах. Министерство сельского хозяйства занимается только проведением аграрной государственной политики. Сейчас не советское время, когда народ трудился в подконтрольных государству колхозах и совхозах», - сказал он.
В списке мероприятий, запланированных Минсельхозом в рамках госпрограммы «Снижения бедности и устойчивого развития в АР в 2008-2015 годы» нет ни слова о женщинах, занятых сельскохозяйственным трудом. Несмотря на то, что многие мероприятия прямо связаны с отраслями, в которых трудится много женщин (шелководство, животноводство, продуктовое обеспечение).
В Азербайджане есть Федерация профсоюзов «Село-Пища-Работа». Мне там объяснили, что трудовые отношения в сельскохозяйственных предприятиях и фермах определяются Трудовым кодексом АР, внутренними правилами предприятий, а также договором между работником, работодателем и профсоюзом. Длительность дневного труда не может быть более 12 часов, а пенсионное обеспечение определяется выплаченными работниками отчислениями в Фонд соцзащиты. Те, кто не подписывал трудовые соглашения, естественно, пенсию не получат.
Уклонившиеся от заключения трудовых договоров работодатели наказываются законом, - сообщили из профсоюза и процитировали в письменном ответе Трудовой кодекс. В письме из Федерации говорится также о семинарах и круглых столах для руководителей профсоюзов, проведении отраслевых смотров-конкурсов, победители которых награждаются дипломами и призами. Письмо подписано руководителем аппарата Федерации профсоюзов «Село-Пища-Работа» Эльмирой Бахмановой.
Госкомитет по делам Семьи, Женщин и Детей вместе с Программой Развития ООН с 2013 года выполняет двухлетний проект «Распространение участия женщин, живущих в селах и районах, в экономической и социальной жизни». Целью проекта, выполняемого в Сабирабаде и Нефтчале, является изучение возможностей создания условий для деловой и социальной активности сельских женщин, в соответствии с их запросами, - сообщила старший советник Комитета Айнур Вейсалова. В Сабирабаде создан Ресурсный центр, где женщин учат создавать свой бизнес и управлять производством. Такой же центр может быть создан в Нефтечале. Подготовлены семь женщин-предпринимателей, они станут примерами другим женщинам.
Вейсалова сообщила о трех НПО - «Третий сектор», «Интеграция с Прогрессом» и Ассоциации женщин-предпринимателей Азербайджана, пропагандирующих среди женщин создание своих сельскохозяйственных компаний. Эти НПО и Госкомитет выполняют проект «Поддержка технического профессионального обучения женщин в регионах», заключающийся в проведении семинаров, тренингов, встреч с женщинами и администрацией в регионах.
Что касается законодательной базы защиты трудовых и социальных прав женщин на селе, то здесь у нас все просто идеально. В Трудовом кодексе АР имеется десятый раздел «Особенности регулирования трудовых отношений женщин, работников до 18 лет и в аграрной отрасли. В законе четко указаны права работниц и работодателя при заключении трудового договора с беременными и женщинами, имеющими ребенка до трех лет (ст. 240).
Перечислены работы, где запрещается применение женского труда (ст. 241), ограничен труд женщин на ночных, сверхурочных работах и в выходные дни, сказано о командировках (ст. 242), указаны условия перевода на более легкую работу беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 243), установлены перерывы для кормления ребенка (ст. 244), определены случаи установления для женщин неполного рабочего времени и сохранения заработной платы во время врачебного обследования (ст. 245) и гарантии работникам, воспитывающим детей без матери (ст. 246).
Знают ли наши женщины о своих правах, данных им государством? В 2010 году Госфонд соцзащиты населения провел опрос и выявил, что 62,44% граждан считают себя осведомленными о своих правах и обязанностях по пенсионному обеспечению, 22% респондентов не проинформированы в данном вопросе, а 16% вообще ничего не знают об этом («Тренд»). Заметим, что опрошенные сами оценивали свою информированность, то есть могли ошибаться. Такая ситуация с правовой грамотностью населения в наших селах выгодна работодателям, эксплуатирующим женский труд.
Каков результат нашего короткого исследования? Все точно так, как было в советское время – на бумаге куча дел и документов, законов и указов, но на деле права живущих в сельской местности женщин защищены только в государственных учреждениях – сельских школах, больницах, клубах и библиотеках. Какая-то работа в Госкомитете по делам Семьи, Женщин и Детей проводится, но что такое семь подготовленных Комитетом женщин на всю нашу страну?
Отчетов о проделанной работе много, а в действительности женщины в селах работают на полях с рассвета до заката, надеясь лишь на финансовую порядочность хозяина. Трудовые и социальные права подавляющего большинства наших крестьянок не защищены.
В нашем государстве, к сожалению, многое делается формально, только для видимости, чтобы создать эффект большой и тяжелой работы, взять за нее от государства больше денег. А страдают простые граждане, в нашем случае сельские женщины, работающие столько, сколько нужно хозяину, а не требует закон. Думаю, что законодательная база для реальной защиты прав женщин на селе у нас есть. Недостает только государственного, обязательно строгого контроля и суровых наказаний за нарушение трудового законодательства.
Статья подготовлена в рамках проекта «16 дней для женщины» британской международной гуманитарной организации (OXFAM) при финансовой поддержке Евросоюза.
Кямал Али
ANN.Az
Следите за нами в социальных сетях !