В ожидании автобуса, на остановке я заметил супружескую пару с ребенком. Он – с длинной бородой и укороченными брюками, она – в никабе. Внешность мужа выдавала салафита, их в Баку немало, можно сказать, даже много. Ничего плохого в том, что мужчина держит бороду и укорачивает брюки, естественно, нет. Лишь бы человек был хороший, не врал, не воровал, не мешал другим нормально жить. Наши салафиты-ваххабиты не мешают.
О никабе надо сказать отдельно. В азербайджанской исламской традиции есть ношение набожными женщинами чадры – черное длинное покрывало, закрывающее тело до стопы и запястий. Лица закрывались при появлении мужчин движением руки, держащей край платка.
В Баку в 60-е годы чадру носило большинство старых женщин. Потом черных женских фигур в городе стало поменьше, хотя в селах Апшерона только так женщины и ходили.
С 90-х годов в чадру стали облекаться молодые азербайджанские девушки. Но большая часть верующих азербайджанок, считающих необходимым придерживаться коранических постулатов внешнего вида, предпочитает носить хиджаб – платки, закрывающие только шею, плечи и грудь. В остальном одеянии она может не отличаться от других. Мини-юбки, конечно, они не носят, ноги и руки закрыты, исключая запястья рук и стопы ног.
А никаб – сплошное черное покрывало с разрезом для глаз, появился в Баку в последние 5-8 лет. В арабских страх никаб привычен, у нас же воспринимается как диковинка.
Оборачивались, краем глаза смотрели на женщину в черном, с черным же лицом, и быстро отворачивались. Чувствуется: не хотят ее смущать, уважают выбор этих людей.
Подъехал заполненный пассажирами автобус. Муж маялся, не зная, сесть ли с семьей в автобус, где его супруга обязательно окажется в тесноте рядом с чужими мужчинами? Пропустил автобус, дождался второго. И второй переполнен. Мужчина переступал с ноги на ноги, потом решился, и семья вошла в полный людьми салон.
В автобусе женщина с закрытым черным покрывалом лицом, с прорезью для глаз смотрелась как член американского Ку-Клукс-Клана. Если резко повернуться и увидеть близко такое лицо, можно испугаться.
С этими мыслями я обратился к исламскому теологу, автору нескольких книг об Исламе и Коране - Теймуру Атаеву. Одна из его книг называется «Красота и гармония в Исламе – как проявление божественности акта творения».
Теймур считает, что никаб религиозной традиции Азербайджана не свойственен. Он привнесен из арабских стран, в никабе ходят жены салафитов, как правило, эти женщины также являются приверженцами салафитского толкования суннизма.
«Если женщина осмысленно, веруя в необходимость ношения никаба, закрывает лицо, выходя из дома, это вызывает к ее выбору уважение и является показателем демократичности нашего общества. Как известно, никому в Азербайджане не приходит в голову осуждать таких женщин. Но я бы не хотел, чтобы никабом покрывали себя не веруя, насильственно, по жесткому требованию радикально настроенного мужчины», - ответил Атаев.
Надо понимать также отношение к таким женщинам прохожих, жителей города или села, на улице которого появилась женщина с совершенно закрытым лицом. Кто-то может ее остерегаться, у других появится опасение, ассоциация с российскими террористками, вошедшими в общественный транспорт с закрытым лицом и взорвавшими автобусы. Нельзя исключить использование никаба мужчинами для сокрытия своей внешности, с желанием совершить теракт.
Кстати, в популярной азербайджанской национальной оперетте «О олмасын - бу олсун» разыгрывается сюжет, в котором под черной чадрой оказалась не женщина, мужчина с револьвером в руке.
Но первое чувство, которое появляется у меня при виде такого одеяния на нашей женщине – это уважение к ее осознанному выбору, - подчеркнул Атаев.
- В годы моего детства в Баку носили чадру – женщина при появлении мужчины закрывала лицо, потом открывала.
В некоторых странах Европы ношение никаба запрещено из контртеррористических побуждений. Да и у нас люди невольно будут относиться к такой женщине с опасением.
- Что сказано о внешнем виде мусульманки в Коране?
- В Коране есть конкретный аят, в котором говорится о необходимости закрывать шею. В Коране есть требование ношения хиджаба. Могут остаться открытыми запястья и стопы. Сказано: «потупляйте взоры, потупляете члены» при виде чужой женщины и мужчины. Но у нас же никто взоры не потупляет, и зачем тогда закрывать женщине полностью лицо, тем более, что в Коране нет такого четкого требования? В Книге вообще о лице нет ни слова. Но против хиджаба ничего не скажу, требование носить хиджаб четко предписано в Коране, это постулат.
- Есть ли необходимость в Азербайджане принятия специального закона, запрещающего ношение никаба?
- Я бы не стал выдвигать такое требование для нашей страны. В Тунисе и Египте был запрет ношения никаба в служебных помещениях. Если хотят ходить в никабе, пусть ходят. Наверное, если в Азербайджане не случится ЧП, идея запрета на законодательном уровне не станет актуальной.
- Говорит ли появление женщин в никабах о росте религиозной активности нашего населения?
- Не уверен. Ведь непонятны истинные, искренние мотивы этих женщин. О правильности избранных ими внешних признаков для мусульманок я сказал, если ей так хочется, если она чувствует себя под черным покрывалом комфортно и получает от этого религиозное удовлетворение, никто ей помешать не может.
Но не всегда «закрытая» женщина – означает фанатично преданная Исламу. Ведь, как известно, при сильном желании даже запертая женщина найдет способ сбежать и сделать то, что ей очень хочется.
Есть в этом другое: словно создается какая-та каста. Вот мы закрытые, а вы не такие.
Если кто-то рассматривает закрытое лицо как целомудренность, это ошибка. В Коране целомудренность не имеет в виду внешний вид человека, его одежду. «Не переусердствуйте, не излишествуйте» – вот в чем смысл коранического требования о целомудрии. Никогда это кораническое требование не имело отношения к внешности мусульманина.
Даже скажу более: хиджаб избирается девушками нередко для того, чтобы привлечь парня, выйти замуж, демонстрировать свою чистоту, девственность. Я знал соседку, которая выходила из дома в черном покрывале до пят, а когда садилась в автомобиль, на ней видна была мини-юбка. То есть, она выезжала в увеселительное заведение, а закрывалась для того, чтобы ее не видели.
Я все-таки предпочитаю рассматривать ношение никаба как проявление права придерживаться той религии и того ее толкования, которое по убеждению избрано человеком. Но они должны знать, что в Коране мораль и нравственность не определяются внешним видом верующего.
И невозможно запретить окружающим относиться к таким женщинам с опасением, как к человеку, выбравшему никаб всего лишь как ширму, закрывающую его истинную сущность и далекие от религии цели, - подытожил теолог Теймар Атаев.
Кямал Али
ANN.Az