Для меня это способ тронуть как можно больше людей, создав
наиболее емкую картину общих страданий и радостей».
Альбер Камю
Всех художников можно поделить на три группы: очень успешные при жизни, оцененные после смерти и абсолютно неизвестные художники. И все не потому, что кто-то лучше или хуже, здесь, скорее, проявляются человеческие качества, а не степень таланта. Ведь Художник – это особенный человек, он смотрит иначе, он видит немного больше, а значит и чувствует по-другому.
Совсем недавно мы потеряли одного из особенных людей.
Ушёл из жизни автор замечательных работ, безвестный мыслитель, любящий и любимый отец, дедушка и муж.
Он прожил 65 лет очень тихо и скромно, оберегая и потворствуя жизни близких, делая все, что в его силах, и не вступая ни в какие сделки ни судьбой, ни с совестью.
Он был талантлив. Его способности впервые были проявлены ещё в детстве, когда мальчиком он разрисовывал парты детского дома. И если прочих детей наказывали за порчу казённого имущества, то рисунки маленького Азада нянечки не осмеливались трогать, и даже гордились способностями своего воспитанника.
В школе было сложнее. Азад был самоучкой. Судьба дала ему шанс стать учеником художественного училища. Директор училища, просмотрев рисунки, сказала, что примет его без экзаменов. Но Азад умудрился потерять аттестат об окончании восьми классов и воспользоваться случаем получить художественное образование не сумел. Возможно, к лучшему; известно, что академическая школа не всегда способствуют
развитию самобытного таланта. Азад учился сам, изучая и копируя работы известных художников, в том числе Сальвадора Дали. Но сказать, что Дали оказал на его творчество существенное влияние, не правильно. У Азада был свой мир, который он материализовывал приёмами, в том числе заимствованными у других художников. Тем не менее, его работы всегда были узнаваемы.
"Отец был прекрасным живописцем и графиком"- вспоминает его сын Рауф, - владел навыками академического рисунка и таже хорошо разбирался в пластической анатомии без всякого на то специального образования. Он был приверженцем именно
академического подхода в изучении таких базовых принципов как: перспектива, пропорции, композиция и т.д.
Однако, не смотря на всю его приверженность к академизму, он не редко признавался, что восхищался разными революционными движениями в мире изобразительного искусства. Одним из таких движений в начале XX века было объединение экспрессионистов, которое называлось "Синий всадник". Уходом от застоявшихся канонов академической живописи и было основной идеологией творческого объединения "Синий всадник".
Особая мудрость и редкая скромность в сочетании с удивительным талантом художника-самоучки позволили ему быть востребованным. Он всегда подходил к своей работе творчески: не имея возможности самовыражаться за закрытой дверью мастерской, он дарил красоту, живущую в нём, всюду, где это требовалось. Не оценить эту красоту не мог никто, даже люди далёкие от искусства.
А потом появилась она, его муза опора и любовь всей его жизни - Гамар. Женщина, любящая и верящая, не покидавшая его в самые тяжелые моменты его жизни. Она стала его вдохновительницей и практически освободила от ненужной ему связи с материальным миром. Азад получил семью и возможность работать над собой. Гамар заказывала ему краски, кисти, доставала подрамники и холсты. Он обрёл свободу. Он много читал, увлекался философией, мог снова прибывать в мире своих фантазий и грёз. Книги были его страстью. Особенно книги о художниках.
Есть кто-то, кто видит и чувствует этот мир также как и он. Кто также выражает непреодолимую боль и страдания. Болезнь появилась ещё когда он служил в армии в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, в результате полученной травмы. Молодость еще как-то примиряла его с этим испытанием, но не долго. Постоянная физическая боль стала его тайным и верным спутником на всю оставшуюся жизнь. Вместе с его
Гамар, его Галой, которая держала его свободную от кисти руку до конца.
Более того, не имея академического образования он стал гуру для многих других начинающих художников. И в первую очередь для собственных детей. Он передал своим детям способность тонко чувствовать и переживать этот мир. Да, каждый из них нашёл свой собственный путь.
Дочь, Арзу Халилова - художник, член Союза художников Азербайджана. Его любимый внук, Канан Халилов, ведёт свой канал видеоигр.
В каждом из них сидит божья искра от огня, горящего в их отце и дедушке в одном лице. Это искра светится в их глазах, поступках и творчестве, в их любви ко всему, чего они касаются. Это дети и внук Азада и Гамар Халиловых.
К Азаду, уже прикованному к инвалидной коляске, приходили за советом уже состоявшиеся художники. Его творчество отмечали видные искусствоведы. Его приглашали для участия в выставках, где его работы сразу же раскупались. Он был превосходным сюрреалистом и портретистом. Многие его картины находятся в частных коллекциях по всему миру (Франция, Германия, США, Кувейт, Турция,
Израиль, Россия и др. страны). Но это все не о нём… Азад был художником по своей натуре больше, чем по роду деятельности. Но это ему не мешало увлечённо заниматься рыбалкой и охотой, поддерживать отношения с друзьями и радоваться жизни во всех её проявлениях. Жизнь не дала ему счастливого детства, отобрала здоровье, но взамен подарила ему его Галу и крылья, позволившие ему парить над землёй, и в конце концов навсегда улететь в его мир, мир его картин, его мечтаний и грёз.
Тарана Рагимова
www.anews.az
Следите за нами в социальных сетях !