Опять смена поколений и борьба новых свободных нравов с патриархальными устоями. На этот раз в Азербайджане, где-то в шестидесятых годах, в старой одноэтажной части Баку, где мужчины носили кепки и не оглядывались вслед чужой женщине.
Но сердцу не прикажешь. В душе Джамиля на всю жизнь осталась детская, неосознанная любовь к красавице - нагой Фахранде, к ее нагому прекрасному телу, пухлым соскам, животу юной женщины, купающей Джамиля в бане, куда мать водила сына купаться.
Джамиль вырос, возмужал, создал семью, стал начальником почты и уважаемым в квартале агсаггалом, но детская страсть к полногрудой Фахранде осталась и, о ужас, вспыхнула со страшной силой: дочь глуповатого соседа и его распутной жены удивительно напоминает Фахранду. Она заглядывается на Джамиля, смущает его, а он раздражается днем, так как необходимо соответствовать общественному образу уважаемого человека, и страдает, оставшись в одиночестве.
Возвращается из России его младший брат Симург, поселяется в отцовском доме, вместе с семьей Джамиля. Между молодыми соседями – Симургом и смазливой дочкой соседа завязываются понятные отношения. Для Джамиля, души не чаявшего в Симурге, заменившего младшему брату рано ушедшего отца и старшего друга, наступают черные дни. Джамиль мучается, терзается, срывает гнев на жене и запрещает тем соседям появляться в его доме.
Но любовь Симурга к соседке идет своим путем. В день свадьбы единственного и обожаемого брата с девушкой, олицетворяющей для Джамиля всю его тайную страсть к образу Фахранды, Джамиль срывается. Маска добропорядочного бакинца летит к черту, зависть и ревность бьют прямо в мозг. Джамиль танцует один, в своем дворе резко раскидывая руки, под свадебную музыку, доносящуюся со двора соседа, и тайно смотрит в щелочку на счастливого брата и его молодую жену.
И тут стреляет то самое чеховское ружье, не случайно висящее на стене. Возбужденные громкой музыкой и резкими движениями Джамиля его любимые пчелы, о которых он так увлеченно рассказывает каждому встречному, накидываются на хозяина и кусают его до смерти. Говорил же Джамиль негодному соседу - отцу нежелательной невестки: пчелы не любят злых, чувствуют таких и накидываются на людей с грязными мыслями.
Фильм Мурада Ибрагимбекова о том, как положительный во всех отношениях, уважаемый в обществе человек постепенно, не сознавая того, превращается, гонимый затаенными желаниями, в завистника, желчного неврастеника, мучающего окружающих и загоняющего себя в могилу.
Фильм привлекает откровенными банными сценами, органично проходящими осевой линией по сценарию, написанному Павлом Финном и Мурадом Ибрагимбековым, а также показом узнаваемых и любимых бакинцами картин из жизни старого азербайджанского города, без мобильных телефонов и новостроек.
Неторопливость и задумчивость повествованию придает музыка Алексея Айги.
Сергей Пускепалис за эту роль удостоен приза на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок-2011», а Нино Нинидзе завоевала приз за лучшую женскую роль на IV МКФ «Восток & Запад. Классика и авангард» в Оренбурге.
Удручает то, что великолепный, философский и умный фильм азербайджанского режиссера, снятый про нашу жизнь и наши поколения, не показывают на азербайджанских телеканалах. Ради того, чтобы фильм М.Ибрагимбекова увидели азербайджанские телезрители, можно вырезать банные кадры, хотя на наших каналах и не такое показывают. Я более чем уверен, что фильм «И не было лучше брата» лучше тысяч бессмысленных кухонных шоу, одновременно демонстрируемых в отечественном ТВ. «И не было лучше брата» заставляет задуматься, остановиться и осмыслить нашу действительность, хваленую нравственность и иллюзорность многого из того, во что нас приучили верить.
Я не утверждаю, что азербайджанские телеканалы никогда не показывают наши фильмы. Но то, то нам предлагают или снято владельцами (директором) этого канала, или же это классические фильмы («Аршин мал алан», «Последний перевал», "Семеро сыновей моих" и др.), появляющиеся на экранах в дни национальных праздников. Это великолепные кинопроизведения отечественных мастеров киноискусства. Но не зная о новых, не менее великолепных лентах азербайджанских режиссеров можно ошибиться, думая что наше кино давно закончилось.
ANN.Az
Следите за нами в социальных сетях !