На этой фотографии, которую я снял рядом с моим домом, на улице Нариманова, 5 (площадь с памятником Нариманову) читатель видит одинокий, старый и заброшенный хозяином автомобиль.
Ну и что? – спросите вы.
Дело в том, что рядом с этой старушкой машин не видно потому, что два эвакуатора, работающие на дорожную полицию, денно и нощно увозят с этой площади любую припаркованную машину. Неважно, где и как она оставлены, и мешает ли другим. Даже если автомобиль стоит на нехоженом тротуаре, два неустанных эвакуатора оказываются тут как тут.
Найти свою, увезенную ими машину можно на штрафной стоянке, рядом с Патамдартом и городским Управлением дорожной полиции. Вашу машину «продадут» вам за 60 и более манатов, в зависимости от наглости «продавца». Причем чеки и другие документы не выдаются.
Даже в магазинах, покупая кулек семечек, продавщица протянет вам чек. Но только не в государственной дорожной полиции.
А причем тут старый автомобиль? При том, что эту развалюху эвакуаторы не трогают, не замечают и не увозят. Стоит рядом появиться другой, действующей машине, как она исчезает. Но старый автомобиль стоит на площади, где парковка запрещена.
Невольно получился журналисткий эксперимент, или тест на отношение полиции к закону. То есть старая бесхозная машина, поскольку никто за ней на штрафстоянку не приедет и 60 AZN не заплатит, будет здесь стоять годами и потихоньку осыпаться. Служителей закона такой беспорядок не оскорбляет. Но если рядом появляется автомобиль, на эвакуации которого можно положить в карман чужие деньги, значит, тут-же как рояль в кустах, появляется его величество закон.
Это значит, что закона-то в Азербайджане как раз никакого и нет. Точнее, он красиво написан на бумаге, и игнорируется самими же «законоохранителями».
Накануне праздника Новруз коллега приобрел дешевый корейский автомобиль. Купил в салоне, заплатив в кассу накопленные за несколько лет деньги. А поскольку водить еще не научился, просил меня помочь, так как должен был в течение 10 дней получить на машину новые государственные номера.
Те, кто получал автомобильные номера знает, какая это грязная процедура. Другим распишу ее подробней.
Начну с того, что в любом автосалоне вам будут настоятельно до настырности предлагать услугу получения номеров. То есть вы платите им сверх стоимости автомобиля 400-450 манат, и все заботы о номере они берут на себя. Лет 4 назад за эту услугу в салонах брали 300 манат.
Три году тому назад, когда я покупал себе машину, мне удалось ценой нервных потрясений взять номера совершенно без мзды. Заплатил только в банк законные госпошлины. Коллега решил повторить мой эксперимент, и мы направились в его машине в Хырдаланское республиканское управление дорожной полиции.
Пока мы стояли там в очереди, к нам подошел сержант и предложил «помочь» за 400 манатов. Мы отказались.
В очереди нам сказали, что с недавних пор регистрация новых автомобилей происходит в Мейвели – есть такое местечко рядом с Садаракским торговым центром, на пути в Локбатан. Прямо у Таможенного управления.
Отправились туда. Меня на территорию Управления ГАИ не пустили, так как зайти туда могут только владельцы машин, поэтому все, что происходило с коллегой внутри, знаю по его рассказу.
А было следующее: отстояв в очереди нервных, щупающих в карманах деньги озабоченных мужчин, коллега вошел в кабинет, к статному офицеру. На стене, как полагается, эффектный портрет нашего уважаемого президента – борца с коррупцией.
Офицер бегло взглянул на документы коллеги, среди которых было его журналисткой удостоверение а также, бумаги выданные в салоне, и сказал, что без нотариальной доверенности на право владения этой машиной ничего не получится.
Второй «ошибкой» салона и коллеги была указанная в документах стоимость автомобиля. Оказывается, формально машина была продана за 4 тыс. манатов, тогда как реально он заплатил за нее больше 12 тыс.
«Разве за 4 тыс. можно купить новую машину?», - едко спросил офицер?
Коллега в смятении вышел в коридор, вытер со лба пот, отдышался, позвонил мне и не услышав вразумительного ответа, снова вошел в тот же кабинет.
«Может, есть другой путь решения моей проблемы?».
Коллега рассказывал, что услышав его предложение, офицер буквально расцвел. Тут-же запросил 250 манат, в которые входила оплата госпошлин. Через час мы уже укрепляли новые государственные номера на автомобиль усталого, но радостного владельца.
Кошмар завершился. Удалось сэкономить 200 манат, которые автосалон мог положить себе в карман. Коллега был счастлив. Он еще не знал, что отныне ему придется общаться с нашим вороватым «ГАИ» очень и очень часто.
«Почему их не передадут в «Асан Хидмет»? , - удивлялся на пути домой коллега.
С позапрошлого года с этой государственной структурой у уставшегося от коррупции населения ассоциируется законность и безболезненное получение документов.
Вопрос, конечно, интересный. И вообще: почему активно рекламируемая государством борьба с коррупцией ну совершенно не касается нашей дорожной полиции?
Нет, какие-то косметические изменения у них происходят. Штрафы за нарушение ПДД мы платим уже не в Управлениях дорожной полиции, а в банках. И проводить новую машину через технический осмотр в течение первых пяти лет не надо. Между прочим, за эти нововведения водители должны быть благодарны журналистам.
Но процедура обязательного техосмотра остается насквозь коррумпированной. Открыто и нагло сдирают взятки при регистрации новых и старых автомобилей. В самой полиции, внутри этой государственной структуры все повышения по службе, назначения и снятие наказаний с провинившихся сотрудников осуществляются только после получения взятки.
Высшие органы государственной власти не знать об этом не могут хотя бы потому, что один только я публиковал с десяток статей на эту тему, и около пяти этих публикаций отправил в президентский аппарат.
Но коллега получил регистрационные номера только после того, как заплатил офицеру полиции взятку.
Офицеру полиции, который должен, конечно же в азербайджанских реалиях чисто теоретически, арестовывать любого, берущего и дающего все, что хотя бы напоминает такое антизаконное явление, как взятка.
Ответ на вопрос почему не наводят порядок в Госдорожной полиции остается отрытым.
Вариантов ответа может быть много. Один такой – масштабное, ежедневное и открытое взяточничество в МВД поддерживается, курируется и крышуется крупными государственными чиновниками, или одним из них. Эти люди получают с тотального и незаконного сбора денег с населения личную выгоду. Если это так, то никакой перспективы в решении означенной проблемы я не вижу.
Кямал Али
ANN.Az