Участник проходящей в Баку Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, член парламента Армении, председатель партии «Национальное единение», входящей в правящую коалицию и руководитель армянской делегации в ПА ОБСЕ Арташес Гегамян дал интервью ANN.Az. Наш портал обещал Гегамяну, что ни одно его слово в тексте интервью не будет изменено и несмотря на не согласие с его позицией и не соответствие многого из сказанного им с действительностью, публикуем это интервью как есть:
Как вам нравится или не нравится пребывание в Баку?
- Мы прилетели в Баку из Тбилиси, жаль что нет прямого авиасообщения между Баку и Ереваном. До 1988 года я 14 раз был в Баку, эта 15 поездка. До 1988 года я учился в Баку в региональной партийной политической школе, будучи первым секретарем Маштокского района Еревана. Мы тогда частенько приезжали в Баку и ваши товарищи приезжали в Армению. Мне трудно сейчас сравнивать нынешний Баку с прежним, так как из-за загруженности работы на Ассамблее погулять по городу не удалось. Вижу город из окна автобуса. О вашем городе не смогу ничего сказать до тех пор пока не смогу беседовать с бакинцами. Вы второй бакинец с которым я общаюсь.
На Ассамблее организаторы создали прекрасные условия работы, чувствуется что подошли к этому с душой, с кавказским гостеприимством.
- В Ереване вы говорили о необходимости гарантий безопасности армянской делегации в Баку. Ваша безопасность на уровне?
- Второго числа мы покидаем Баку. На этот вопрос я отвечу из Еревана… В Армении говорят: с какими чувствами вы приедете, пусть эти чувства вам вернутся бумерангом. В этом плане я спокоен.
- В Армении сложилась сложная ситуация в связи с процессом принятия страны в ЕвразЭС и непонятной ситуацией в вопросе экономической границы Армении с Нагорным Карабахом.
- В Армении не сложная ситуация, несмотря на то, что кому-то хочется видеть ее такой. В Армении нормальная рабочая ситуация. Сняты основные проблемы, связанные с унификацией основных законов Армении с законодательством стран-членов Евразийского Экономического Союза (Россия, Казахстан, Белоруссия). Есть отдельные положения, которые требуют заключения договоренностью между Арменией и учредителями ЕвразЭС.
Армения всегда говорит, что "Нагорно-Карабахская Республика"де-факто суверенна, а значит, "НК" является субъектом международного права, за который Армения не может принимать решения. Являясь членом Всемирной Торговой Организации, Армения все эти вопросы урегулировала. Изначально было заявлено, что ни одно из положений Таможенного Союза и ЕвразЭС не может противоречить нормам ВТО. А все нюансы будут обговорены с тем чтобы восторжествовала справедливость и как сказал Нурсултан Назарбаев, чтобы не возбуждать «нашего азербайджанского друга».
Мне кажется, для всех все понятно. Если Азербайджан готов гарантировать безопасность "НКР" и открыть границы с ней и внешним миром, то это тема отдельных переговоров. Но так как таких гарантий Азербайджан не дает и оставляет блокаду, то Баку не оставляет власти "НКР" возможности для маневра и выбора.
- Не потому ли такое происходит, что Азербайджан не считает законной власти Карабаха и отрицает существование "НКР"?
- Речь идет о Мадридских принципах?
- Шесть из этих принципов нашли детализацию в указанных мною заявлениях президентов стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Все остальное – это предмет трудных переговоров. При наличии положительной воли и соответствующих гарантий я смотрю в будущее с оптимизмом.
- Насколько я знаю, прогрессу в переговорах мешают минимально допустимые армянской стороной, выдвинутые ею принципы.
- Все нюансы переговорного процесса в лучшем случае знают 5 человек – президенты Армении, Азербайджана и сопредседатели МГ ОБСЕ. Все остальное – это наши предположения и догадки, они могут быть ошибочными.
- В Баку считают, что Ереван противится диалогу азербайджанцев и армян Нагорного Карабаха. По вине Еревана была сорвана встреча двух общин в Берлине.
- Повторю – все эти вопросы находятся в компетенции властей "НКР", все решения они принимают автономно и самостоятельно. Видимо с учетом имеющейся у нее информации они принимают решения связанные с азербайджанской общиной НК. Вместо них я не могу делать выводы.
- На заседании ПА ОБСЕ у вас была перепалка с украинской делегацией после того, как армянская делегация заявила о праве народа Крыма самоопределиться.
- Наши украинские друзья и коллеги не внимательно слушали мои слова. Я говорил о самоопределении крымского народа, а они стали подсчитывать какой процент в Крыму украинцев, русских, крымских татар… Право на самоопределение закреплено в первой статье устава ООН, параграф 2 и в Хельсинкском заключительном Акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подобная реакция украинцев мне понятна, но древняя мудрость гласит: «Платон мне друг, а истина дороже».
- Вы не назвали принцип территориальной целостности государств.
- Совершенно верно, там 10 принципов. Все эти принципы Хельсинкского акта имеют одинаковое значение и не должны применяться одновременно, а не выборочно и прежде всего с учетом обеспечения безопасности проживающего там населения. Как их сбалансировать? Это должно стать темой переговорного процесса.
Давайте возьмем пример Европы. Французский город Страсбург в составе земли Эльзас был территорией Германии. Сейчас Страсбург – вторая столица Европы. Я неоднократно спрашивал жителей этого города, и они говорили, что они в Германии и Франции, во всех странах ЕС равнопринимаемы. По аналогии с примером Страсбурга Азербайджан, Армения и "Нагорно-Карабахская Республика" могли бы стать членами Евразийского экономического союза при открытых границах, когда жители Армении, Азербайджана и "НКР" могли бы свободно перемещаться через открытые границы, бурно развивалась торговля, гуманитарная сфера. Чтобы граждане Армении и Азербайджана чувствовали себя в Нагорном Карабахе одинаково хорошо, а граждане "НКР" чувствовали себя комфортно в Азербайджане и Армении. Надо понять, что никто землю с собой на тот свет не возьмет. Надо иметь мудрость и прозорливость, показать будущим поколениям, что мы принесли мир многострадальному региону. Через эту территорию прошло много войн. Мы же хотим мира и процветания, наши народы этого достойно.
- Остается открытым вопрос о беженцах, желающих вернуться в свои дома.
- Совершенно верно, но право беженцев вернуться должно касаться также десятков тысяч армян, живших в Баку, Мингячевире, Шамхоре, Сумгайыте. Беженец не имеет национального признака, он был вынужден бежать с места постоянного проживания.
- В последние дни говорят об усилении обстрелов на границах Был приказ министра обороны Азербайджана усилить ответную стрельбу по армянским военным. Что происходит на границах?
- Политики, которые указали генерал-полковнику Закиру Гасанову отдать такой приказ, являются достаточными профессионалами ведения идеологической войны. Так как когда он отдает такой приказ, все задаются целью противодействовать таким событиям и эскалации. Но никто не задается вопросом: а кто первым начал обстрел? Обстрел начали азербайджанские военные. Те, кто отдал такой приказ просчитались, потому что в сложившихся географических условиях армянам нет резона стрелять из глубины своей территории по азербайджанским позициям. Нет смысла нам стрелять, это легко просчитать любому аналитику. Возникает другой вопрос: можно ли ради пропаганды жертвовать жизнями мирного населения и 18-19-летних юнцов? Увы, в условиях шаткого мира Армения всегда отвечает на обстрел, чтобы не было еще более сильной следующей атаки.
Во-вторых, это строжайше запрещено условиями вхождения Армении в ОДКБ. Если эта организация молчит, то это видимо вызвано нежеланием ОДКБ дальнейшего усугубления армяно-азербайджанского противостояния.
- Все упирается в то, что к сожалению, Азербайджан подобными действиями хочет оставить нагорно-карабахский вопрос в горячем состоянии. С тем чтобы в самом коротком времени выйти на прорывные решения проблемы. Этого же хочет президент Армении, но совершенно иным путем. Он конкретно говорит о согласии вести углубленные переговоры в соответствии с пятью заявлениями президентов РФ, Франции и США. По имеющейся информации, сейчас на столах наших президентов лежат конкретные предложения президента Франции Франсуа Оланда. Видимо, есть какие-то нюансы которые стороны хотят уточнить с организаторами этих переговоров.
- Предположим, наши страны ни о чем не договорятся. Как будет жить Армения в условиях блокады и эмиграции населения из страны?
- Блокада, конечно, влияет на экономику Армении. Экономическая блокада со стороны Азербайджана и солидарной с ним Турции не закрывает полностью доступ товаров в Армению, так как турецкие товары поступают в нашу страну через третьи государства, с небольшой транспортной наценкой.
Говорят, нет худа без добра. В условиях блокады экономика Армении нашла путь развития отраслей экономики, не нуждающихся в наземных границах. За эти годы в нашей стране выросло поколение молодых программистов, которым для работы нужны только компьютер и интернет. Они могут отовсюду получать заказы и отправлять свои продукты. Они могут работать живя в Армении, и получая зарплату из европейских стран. Скоро вы увидите плоды их труда. Что касается эмиграции, то она есть, но эмиграция в Армении носит сезонный характер. Люди уезжают из страны и приезжают обратно.
- Вам хочется сказать что-то из того о чем я не спрашивал?
Кямал Али