Рукописи моего деда не сохранились – ФОТО+РЕПОРТАЖ

18:46 | 13.12.2013
Рукописи моего деда не сохранились – ФОТО+РЕПОРТАЖ

Рукописи моего деда не сохранились – ФОТО+РЕПОРТАЖ

Эльмин Нури

«Представь себе город на вершине горы, зеленый весной и летом, окутанный туманом и осыпанный снегом осенью и зимой. Это и есть мой город».  

Мы не случайно выбрали в качестве эпиграфа эти слова, принадлежащие азербайджанскому писателю и государственному мужу, первому послу Азербайджанской Демократической Республики в Турции Юсифу Везиру Чеменземинли. Потому что становление его как личности происходило  именно в этом городе, в Шуше…, где он сделал и первые свои шаги на  писательском поприще. Свою чистоту и величие Шуша, одарив ими Юсифа Везира, донесла и до нас. Доносит и сейчас. Поэтому вполне логично, что этот интервью-репортаж, посвященный Юсифу Везиру Чеменземинли, мы начали именно с такого эпиграфа.    

Итак, представляем вашему вниманию репортаж о быте и семье ученого фольклориста, дипломата, проработавшего в годы Демократической Республики послом в таких странах, как Украина и Турция. Его сын Орхан Везиров скончался в 2010 году, но его невестка Фарида Везирова и внучка Лейла Везирова знают о нем то, что не известно никому. Внучка Лейла ханум как ученый продолжает дело Чеменземели. Она заведует кафедрой в Азербайджанском Педагогическом университете. Кандидатская работа Лейлы ханум, - доктора наук, как раз «Публицистика Юсифа Везира». Сама она полушутя говорит, что «моя мать обладает информацией о жизни Юсифа Везира, а я больше знакома с его творчеством…»

Мы начали беседу с Лейлой ханум как со знатоком его творчества. 

Вначале она рассказывает о генеалогии Чеменземенли, его отце и деде: деде, казненном Гаджаром и рано погибших братьях…

- Отец Юсифа Везира Чеменземинли, Машади Мирбаба бек, был одним из шушинских беков. Его принадлежность к сословию беков подтверждена 13 апреля 1873 года уездным Управлением, о чем было выдано соответствующее свидетельство. Фамилия Везиров была взята в честь уважения и почтения к одному из самых влиятельных везиров XVIII века Карабахского правителя Ибрагимхалил хана, которого звали Мирза Алимаммед. Мирза Алимаммед считается основателем рода Везировых. Он был назначен Ибрагимхалил ханом чрезвычайным и полномочным послом в Турции. Однако правитель Ирана шах Гаджар, пленив его, сразу же казнил. (В своем романе «Меж двух огней» Чеменземенли с большим уважением описывает Аламаммед ага – Э.Н.)

Несмотря на это, судьба распоряжается таким интересным образом, что спустя многие годы права быть назначенным полномочным послом в Турции удостаивается представитель этого же рода Юсиф Везир Чеменземенли. Он назначается в 1919 году первым чрезвычайным и полномочным послом Азербайджанской Демократической Республики в Турции. 

Мать Юсиф Везира Сейид Азиз, дочь Сеида Гусейна была приветливой, справедливой и смелой женщиной. По делам работы ее муж проводил большую часть своего времени в Агдаме. Поэтому управление семьей и воспитание детей по большей части выпало на долю этой женщины. В своих записях мой дед вспоминает о матери с большим уважением и любовью. Он создал ее прототип в ряде своих произведений, таких, как «Дневник одного молодого человека», «Четверг», «Малик Мамед», «Последняя весна». 

Семья Юсиф Везира состояла из 4 сестер и 3 братьев. Младший брат Мир Абульгасан учился в Шушинской средней школе, которая в то время называлась «реальны мектеб», и в период обучения был признан примерным учеником. Он в совершенстве знал турецкий, русский, фарси, арабский и изучал немецкий и французский. Писал стихи и пьесы. У него дома была очень богатая библиотека, включающая произведения мировых и русских классиков. Но он прожил не долго. Неожиданно Абульгасан тяжело заболевает и несмотря на лечение умирает в 21 летнем возрасте. К слову, хочется заметить, что свое произведение «Последняя весна» мой дед написал в связи с кончиной своего брата.   


Другой его брат Мирабдулла (Мири) получил образование на факультете дипломатии Парижской школы политических наук. Завершив образование в 1922 году, он устроился на работу в один из парижских банков. Однако, заболев туберкулезом, скончался в 1925 году в 29-летнем возрасте. О нем в 1907 году Юсиф Везир писал: «Мири – редкий дар природы! Он может все… Ожидается, что он станет Евгением Онегином нового времени. Мири – яркий представитель аристократического круга, его речь коротка и полна юмора». 


Жизненный путь и этого брата оказался не долгим. После смерти отца тяжесть всей семьи легла на плечи моего деда. Пытаясь найти выход, он хочет продать доставшуюся ему в наследство от отца аптекарскую лавку. Однако он тяжело заболел и слег. Он был настолько тяжелым, что порой к нему никого не пропускали. Но три брата, еще при жизни отца перебравшиеся к ним из расположенной в Южном Азербайджане деревни Чеменземинли и нашедшие в их доме приют, не оставляют Юсифа одного и всячески ему помогают. В ответ дед обещает им, что если выживет и станет когда-нибудь известным человеком, то обязательно возьмет в качестве псевдонима фамилию Чеменземинли. 


Рассказав о генеалогии рода, Лейла ханум сообщила о нынешних представителях семьи Юсиф Везира. Когда мы спросили у Лейлы ханум о том, кто сейчас остался из членов семьи Юсифа Везира, то она вначале ответила так: «Как правило, большие семьи не имеют склонность быстро расти». Сейчас от знатного Карабахского рода Везировых остались лишь пять человек. Старшей среди них является невестка Чеменземенли Фарида ханум Везирова. Мы не ошибемся, если назовем эту образованную женщину «энциклопедией Чеменземенли». 


Внук Чеменземенли, Юсиф Везиров, являющийся также носителем его имени и имеющий ту же профессию, в настоящее время представляет в качестве дипломата Азербайджан в Европе. Там же, в Европе, подрастают и два его правнука. Плюс наша респондентка Лейла ханум. Она сама и делится с нами информацией о семье Чеменземенли. 


- Невестка, то есть, моя мать Фарида ханум, хоть и является по специальности геологом, но обладает очень большими познаниями в гуманитарной сфере. Я бы даже сказала, что после сына Чеменземенли, моего отца Орхан муаллима, моя мать обладает самыми точными сведениями о жизни Чеменземенли. В настоящее время она на пенсии. Внуки Юсифа Везира, - это мы, я и мой брат Юсиф. У него могло бы быть внуков и больше. Но из трех детей моего деда семьей сумел обзавестись только лишь мой отец. Двоим другим детям – Фикряту и Гюляре, не довелось обзавестись семьями. Причину этого я вижу в их тяжелом детстве, пришедшемся на тяжелые годы репрессий.  


Но вернемся к повествованию о себе. Сама я доктор филологических наук. В Азербайджанском Педагогическом университете заведую кафедрой русского языка. Моя кандидатская диссертация была посвящена теме «Публицистика Чеменземенли», есть также одноименная монография. Как педагог и ученый я продолжаю дело Юсифа Везира и иду тем же путем. Мой дед также занимался педагогической деятельностью в Узбекистане. А на фольклорной стезе он – наш первый ученый. А мой брат Юсиф Везиров – продолжает дело Чеменземенли в качестве дипломата и писателя. Он работал в посольствах в Америке и Китае, а сейчас является дипломатическим представителем в Европе. Помимо этого, он член Союза писателей Азербайджана, автор нескольких книг. 


Лейла ханум не выражает недовольства тем, насколько исследована деятельность ее деда как писателя, но при этом отмечает, что в качестве дипломата Юсиф Везир изучен недостаточно. Он сообщила, что об этой стороне жизни Чеменземинли говорится очень мало. И именно это ее замечание подчеркивает своевременность следующего заданного нами вопроса. 


Лейла ханум хоть и немного, но рассказывает о дипломатической деятельности своего деда:

  

- Первый премьер министр Азербайджанской Демократической Республики Фатали Хан Хойский, ценя необычные свойства моего деда, а именно, способность принимать правильные решения в критических ситуациях, назначает 14 января 1919 года Юсифа Везира представителем Азербайджанской Республики при правительстве Крыма. Юсиф Везир назначается сначала советником, а затем и директором Юридической Директории Национального Крымского правительства в Симферополе. 15 апреля 1919 года Министерство иностранных дел Азербайджанской Демократической Республики назначает Юсифа Везира Чеменземенли дипломатическим представителем Азербайджанской Республики в Украине, Польше и Крыму. Находясь в Симферополе, Юсиф Везир назначается чрезвычайным и полномочным послом Азербайджанской Демократической Республики в Украине. В период, когда он стал первым послом в Украине, ему было всего 32 года… 


Неизвестные стороны жизни Юсифа Везира


Невестка великого писателя Фарида ханум - единственный человек, вплоть до деталей посвященный в мало известные нам стороны жизни Чеменземенли. Ее муж Орхан Везиров до последних дней жизни собирал и пропагандировал наследие своего отца. Возможно, именно поэтому Фарида ханум владеет столь обширной информацией. Она показывает нам доселе никому не известные фотографии Юсифа Везира. Каждая фотография в отдельности – это отражение пути и история рода. Неожиданно удается увидеть рисунки, нарисованные самим Чеменземенли и использованные Орханом Везировым в книге, посвященной мемуарам об отце. Рисунки, нарисованные Юсифом Везиром в 1905-1909 годах, в период его обучения в средней школе, действительно очаровательны: «Все это нарисовал сам Чеменземенли. Это портрет Тургенева, а это – Гасан бек Зардаби… В 1972 году в Шуше в этнографическом музее мечети Гёвхер открыт стенд, состоящий из его рисунков». 

  

Затем Фарида ханум рассказывает о других заслугах Чеменземенли. При этом, естественно, ссылается на своего мужа Орхана Везирова и другого сына Чеменземенли, Фикрета Везирова. В разговор вмешивается Лейла ханым: 


- Братья часто говорили о своем отце. Их сердца как будто были полны истомой. Ведь они видели его детьми, и каждый раз, вспоминая о нем, говорили языком тех самых детей. Отец и дядя Фикрет были живой энциклопедией. Причина этого крылась во влиянии, которое оказал на них сам Чеменземинли.  Потому что несмотря на малый их возраст, дедушка всегда с ними занимался. Он воспитывал их сызмальства. Мой дед украшал своим присутствием любое собрание людей. Наряду с чтением, любил и пешие прогулки. Он с детства отвозил их на дачные участки, расположенные в Нальчике и Баку. Возле Баку они соседствовали дачами с Узеиром Гаджибейли. К слову, Гаджибейли сам являлся родственником Чеменземенли. Моя бабаушка, Бильгеиз ханум, была красивой женщиной. Всегда вспоминала о деде со слезами на глазах. Прекрасно играла на пианино. И меня научила играть на этом инструменте. Помню, когда я была ребенком, сажала меня к себе на колени и играла на пианино. Когда ей приходилось играть двумя руками, то я сразу тянулась к клавишам. 


Далее Лейла ханум рассказала и о публицистике Юсифа Везира. 


- Публицистика писателя в качестве неотъемлемой части всей нашей литературы XX века, охватывала все проблемы того времени. В своих публицистических произведениях Чеменземенли затрагивал вопросы независимости, суверенитета, исторического прошлого, будущего, внешней и внутренней политики Азербайджана, науки, образования, литературы, искусства, а также проблемы женщин.  Большинство из них актуальны и сегодня. 


Годы репрессий… Рукописи, написанные в годы ссылки и семья, попавшая в безвыходную ситуацию… 


Год 1938-ой… Придя домой, Орхан Везиров, в квартире которого мы находимся, становится свидетелем необычной картины. Он видит, что дома все разрушено и царит беспорядок. А его мать Бильгеиз ханым сидит в углу и плачет. Все было кончено. Черные ветра тех времен направили свои порывы в сторону их дома. Юсиф Везир был арестован. Затем были конфискованы его рукописи и арестованы члены семьи. Семью высланного в Горки Чеменземенли берут под стражу и заточают в Кешлинскую тюрьму в Баку. Мать и трое детей содержатся в месте, где невыносимо высокая влажность, где они вынужденно терпят все лишения. Но самое страшное было впереди – после того, как их оттуда отпустили, им запретили жить в Баку. Словно заклейменная семья… Они не знали, как быть и что предпринять. Но брат Бильгеиз ханум Фархад не оставляет их в беде. Так дети Чеменземенли оказываются под покровительством своего дяди. В то время Орхану Везирову было десять лет. До конца дней своих о случившемся он говорил, рассказывая воспоминания десятилетнего ребенка. А сегодня его дочь пересказывает нам то, что в свое время удалось запомнить тому десятилетнему мальчику.


- В 1938 году моего деда уволили с работы. Он возвращается к своей старой профессии – адвокатуре. После того, как он три месяца проработал адвокатом, под видом сокращения его вновь уволили. Столкнувшись с такими  трудностями, писатель обращается в вышестоящие инстанции с жалобой на предвзятое отношение к себе. Оставленный без ответов на свои жалобы, игнорируемый всеми работодателями, Чеменземенли случайно натыкается в газете «Коммунист» на объявление, в котором сообщалось, что объявлен конкурс на замещение вакантного места ассистента по преподаванию русского языка в Педагогическом институте, расположенном в Харезмском уезде, города Ургендж Узбекской ССР. Мой дед отправляет свои документы в Ургендж и выдерживает конкурс. В августе 1938 года он уезжает в Ургендж и устраивается на работу в институт преподавателем.   


В качестве преподавателя, обладающего высокой культурой, обширными знаниями, писатель завоевал уважение коллектива Ургенджского Педагогического университета и был назначен там заведующим кафедрой русского и иностранного языков.  


В январе 1940 года мой дед был арестован в Ургендже и привезен в Баку. В феврале того же года выносится приговор о том, чтобы предать Юсифа Везира смерти. Продержав около шести месяцев в Кешлинском лагере для заключенных, затем, в июле, его отправляют в лагерь Сухобезводная в провинции Горки. Ни в чем не повинный интеллектуал превращается в жертву репрессий. Несмотря на тяжелый физический труд там, мой дед не прекращает заниматься писательской деятельностью. Он и там творит и создает. В виду своей болезни от отдает свои рукописи на хранение одной русской женщине. Но затем становится известно, что из-за сырости все рукописи испортились. Все эти сведения нам спустя долгие годы сообщил брат (к сожалению, не знаю его имени) известной писательницы-исследовательницы Азизы Джафарзаде, который содержался вместе с моим дедом. Спустя долгие годы мой отец и дядя Фикрят Везиров очень сожалели о том, что получили эти сведения так поздно. Не оставалось концов, за которые можно было бы зацепиться. Скорее всего, и та женщина тоже уже умерла. До нас не дошло ничего из того, чем обладал дед. Человека, ведущего жизнь интеллектуала, добили тяжелый физический труд, голод и жизнь в лагере и он заболел. Дед заболел пеллагрой и от этой же болезни, то есть, фактически, от голода он умирает 3 января 1943 года. Но семья об этом даже не знает. Оправдан он был в 1956 году… 


Чеменземенли превратившийся из врага народа в героя


Семья не знала о его смерти. От него не приходило никаких писем, а судьба отправляемых ему свертков оставалась неизвестной… А он, оказывается, умер на третий год своего восьмилетнего заключения. «Поздний 56-ой» ничего не поменял. Лейла ханум говорит о «позднем оправдании в 56-ом» и ситуации, сложившейся после этого. 


- 28 февраля 1956 года коллегия по преступлениям Верховного суда Азербайджанской ССР, признав необоснованным, отменяет приговор о лишении свободы Юсифа Везира сроком на 8 лет и оправдывает Чеменземенли. В честь него устраиваются его 80, 90 и 100 летние юбилейные торжества. Жаль, что ничто из принадлежавшего ему в ссылке так и не дошло до нас. А некоторое из того, что оставалось дома, мы подарили Музею Литературы. Среди них было то, что он всегда использовал – серебряная сахарница, очки, его рисунки и т.д. 


Листая страницы книги жизни Чеменземенли, убеждаешься, что жизнь писателя напоминала факел. Светом этого огня он освещал путь своего народа к знаниям, независимости, свободе. 


Как результат… Смеющиеся глаза и оплакивающий его город…


Свою речь Лейла ханым закончила пламенно. У нее есть полное право так говорить о своем деде Юсифе Везире. А я, готовя свой репортаж и слушая то, что мне говорили, словно видел в комнате чьи-то улыбающиеся, но полные слез глаза. Эти слезы принадлежали тому, кто был репрессирован в 1938-ом году. Самым старшим среди них был десятилетний Орхан. А еще я чувствовал, что все мне рассказывает этот десятилетний старец. Посредством своей дочери Лейлы ханым и своей супруги Фариды ханум. А сам он мог лишь показать мне свои смеющиеся глаза. Он радовался тому, что Чеменземенли, которому он посвятил свою жизнь, не позабыт до сих пор…   

Наряду со смеющимся мальчиком вдали виднелся и плачущий город…  Шуша… Пока этот город на вершине горы, зеленый весной и летом, окутанный туманом и осыпанный снегом осенью и зимой, продолжает плакать. 


Это его город…


Использованы материалы сайта Модерн.аз


ANN.Az

Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи Рукописи
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Состоялось судебное заседание по делу Расула Джафарова