«Не могу поверить, что я дотрагивался до этих трупов»

10:00 | 08.09.2015
«Не могу поверить, что я дотрагивался до этих трупов»

«Не могу поверить, что я дотрагивался до этих трупов»

Несмотря на то, будет ли решен карабахский конфликт, результаты тяжелых боев между азербайджанской и армянской армией в течение веков будут саднить в сердце народа. Особенно, факты, отражающие дикость, вандализм врага, в течение веков будут храниться в архиве, демонстрироваться на выставках.
Собеседник корреспондента ANN.Az и пережил эту трагедию, стал ее свидетелем, и служа азербайджанской истории, родине вытаскивал тела наших погибших солдат с поля боя, а также создал большой архив, фотографируя наших солдат, изуродованных до неузнаваемости.
 
Краткая справка о нашем герое:
 
Аловсат Зохраб оглу Гасымов в 1988 году стал вынужденным переселенцем из села Енгидже, Ведибасарского района Западного Азербайджана. После переселения в Азербайджан работал директором дома культуры села Бейимсаров Тертерского района. С первых дней Карабахской войны вместе с 4 братьями в течение 7 лет добровольцем участвовал в боевых операциях, был примером невиданного геройства для бойцов.
 
В 1991-1992 гг. он, несколько раз отправившись в Нахчыван , встретился с покойным президентом Гейдаром Алиевым, и в соответствии с его ценными наставлениями и распоряжениями с целью поведать последующим поколениям ужасы войны, проделал большую работу. Вытаскивая тела наших солдат, считающихся пропавшими без вести, пленными, стал причиной определения их личности. Тела 950 наших шехидов именно при организации Аловсата Гасымова были переданы родственникам.
 
В тоже время, он, сняв фотографии каждого нашего солдата, изуродованного до неузнаваемости армянскими дикарями, подвергнутого бесчисленным пыткам, создал очень ценную историческую фотохронику, разоблачающую армянский вандализм. Видя ужасы войны своими глазами, проживая трагедию каждого шехида вместе с ним, Аловсат Гасымов живой свидетель и участник карабахской войны. Он, засняв каждый миг боев, свидетелем которых он являлся, смог неопровержимыми фактами во всем мире разоблачить жестокость наших исторических врагов – армян. Эти фото, повествующие об армянском вандализме, неоднократно демонстрировались на различных выставках в различных странах мира, а также у нас на родине.
 
Кроме того, Аловсат Гасымов по распоряжению покойного президента Гейдара Алиева, собрав с полей боев 1017 единиц автоматов, принадлежащих солдатам армянской армии, на основании официальных документов сдал их азербайджанской армии. Также он раскрыл 38 военных преступлений в ходе боев в Карабахе. Гейдар Алиев, сказав ему «Ты генерал – сын народа, показал настоящую отвагу и геройство. Ты гордость нашего Азербайджана», оказал ему достойное внимание за каждую проделанную работу, дал ему необходимые советы.
 
Заслуги на фронте этого известного бойца-героя, известного под именем «Генерал Али бей» нашли свое отражение в книгах под названием «Живая энциклопедия войны», «Армянский вандализм», «Безглавый труп», «О свидетелях шехидах», «Кровавые рубашки», «Лицом к лицу со смертью», Настоящее лицо бесконечного армянского вандализма», «Украденный исторический геноцид», «Тайна здоровья», «Армянский террор», «Краткая хроника армянского террора в отношении турок», «Каждый миг жизни Гейдара Алиева является книгой». Документальные фильмы о его большой патриотической деятельности «Крик моей души» и «Карабах ждет нас» были продемонстрированы в нашей республике и заграничных странах.
В 1996 году Аловсат Гасымов был уволен из рядов армии. Он настоящий фанат своего народа. Родины, государства, президента. Этот патриот свое страны проделал бесконечно большую работу, вытаскивая с полей боя Карабахской войны тела наших шехидов, ставших жертвами армянской дикости. Однако он не думал, что в ходе этого заразится тяжелой инфекцией. Во время 11-дневной выставки в Стамбуле снятых в Карабахе фотографий, болезнь Аловсата Гасымова активизировалась, и в результате старания врачей его состояние улучшилось. Сейчас А.Гасымов написал мемуары в связи с покойным президентом «Каждый миг жизни Гейдара Алиева является книгой». Он за свой счет 22 июля 2013 года по адресу Насиминский район, улица 20 января, 2-51, квартира 18 A открыл фотовыставку «Истинное лицо армянского вандализма». На данный момент Аловсат Гасымов является основателем Общественного Объединения «Представление Миру Карабахской Правды».
 
Говорить о войне, тех моментах очень трудно...
Перед началом войны я служил в рядах армии до получения звания капитана. Затем, хоть мне и предложили остаться, я отказался, продолжив свою деятельность в гражданской жизни. Однако ситуация сложилась так, что началась карабахская война, и я записался добровольцем в армию. В ходе боев было столько наших солдат, попавших в плен, ставших шехидами, пропавших без вести… Думая о том, что каждый из этих ребят чей-то сын, брат, и у их родных есть право хотя бы получить их тело, я принял решение помогать нашей армии в этой области. К тому же было важно, чтобы эти шехиды не остались под пятой врага, именно поэтому стоило умереть. Я сделал все, чтобы тела наших шехидов не потерялись, и мы начали предотвращать уничтожение армянами их тел. Я никогда не забываю эти моменты. Были такие тела, на которые армяне прикрепляли взрывчатку, чтобы при прикосновении к ним происходил взрыв, тела разрывались, и пришедшие за ними люди тоже погибали.
 
Я сам принес 86 трупов...
В 1991-1994 гг. я носил тела наших солдат, погибших на войне. В течение этих лет я только сам принес 86 трупов. Однако, в общем мы обнаружили 950 тел. В основном мы обнаруживали и приносили тела из Агдама, Агдере, Геранбоя. В то время на встрече с Гейдаром Алиевым, он заявил мне, что один из районов, за который надо опасаться именно Тертер. Потому что до объявления о прекращении огня в этом районе шли ожесточенные бои. 
       
Это была нечеловеческая дикость...
Я помню, в 1992 году армяне в селе Гюллюдже Агдама, сожгли, привязав друг к другу 14 человек. Мы вместе с 8 людьми принесли эти трупы, определив их личность, передали семьям. Несмотря на то, что со дня этих событий прошло 23 года, если сейчас будут вскрыты эти могилы, можно будет доказать, продемонстрировать миру, какого уровня дикости творили армяне. Есть такие тела, только одну часть которого мы смогли найти целой. Если не ошибаюсь, это было тело одного геранбойского парня. Людей так пытали для того, чтобы невозможно было унести их тела.
 
Прошло много времени. Сейчас я смотрю на сделанные мной фото, просматриваю список. Я не верю, что эти фото сделал я, как я терпел, видя своими глазами эту дикость. Сейчас, кто знакомится с этими фактами, документами, подтверждают, что у армян нет чувства человечности, они обладают нечеловеческими особенностями. Был один труп, в который выпустили столько пуль, что все тело было продырявлено. Я насчитал ровно 32 пули. Для смерти человека хватит 1,2, в крайнем случае, 3 пуль. Зачем выпускать в человека 32 пули? Это знак какой враждебности? Когда я говорю об этом, нервничаю. Если даже пройдет 100 лет, я уверен, что буду переживать те же чувства, говоря об этом. Кроме того, был еще один труп, его повесили на дерево и расстреляли из гранатомета.
 
Меня называют «Генерал Али бей»
У этого слова большая история. Несмотря, что меня зовут Аловсат, меня называли Али. Основная причина этого связана с тем, что моего дядю зовут Али. Потому что большинство его действий делал и я. Эта схожесть больше всего проявилась в ненависти к армянам. Именно с того времени меня начали называть Али.
 
«Бей» меня начали называть с 1988 года. В то время боровшихся за независимость звали «бей». Мое имя стало Али бей. Слово «генерал» прибавили к моему имени после встречи с Гейдаром Алиевым.
 
В 1991 году я приехал в Нахчыван для встречи с Гейдаром Алиевым. Этот период выпал на очень трудные годы. В эти трудные времена мы вместе с 5 людьми поехали в Нахчыван. Во время встречи с Гейдаром Алиевым он сказал мне: «Я тебя настоящее генеральское сердце». Я достойно справился с его поручением. Газетные статьи, которые он мне дал, как он и сказал, я раздал в нужные места в Тертере, Барде, Шеки и Гяндже. Именно за эти мои действия он дал мне имя «Генерал». После этого, идущие вместе со мной товарищи периодически начали называть меня «Генерал Али бей».
 
Ситуация сложилась так, что во время войны меня назначили в военную часть начальником оружейного склада. За время этой должности моей кличкой во время телефонных переговоров стала «генерал». Если бы не было имя «Генерал», в Тертерском районе было бы похоронено много безымянных шехидов. Под этим именем я доставил сотни шехидов по их адресам. Сегодня меня тоже зовут генерал.
 
Мы сдали 950 тел, 1017 единиц оружия...
Я думаю, что полностью выполнил все боевые задания. Каждый раз, когда я называю эти цифры, когда открывается эта тема, я как будто возвращаюсь в те дни. По-моему, принести 950 тел шехидов с поля боя на задний фронт, похоронить их по всем обычаям, не оставить даже мертвого героя врагу, самое большое боевое задание. Я собрал 1017 единиц оружия наших шехидов и врага, и передал государству. Я думаю, что вернул родине свой гражданский долг. При мысли о тех днях, я благодарен мощи великого Аллаха. Считаю, что Аллах в те дни дал чувство бесстрашия. Прикасаясь к трупам, я как будто не чувствовал страха. Слава Богу, по возможности, мы смогли принести трупы наших шехидов. Тела бывали в таком виде, что было трудно себе представить. Определить их личность тоже было трудно. До сих пор не могу забыть, было одно тело, мы определили его личность по двум золотым зубам. То есть тело было настолько неузнаваемым…
 
Авторское право моих фотографий должно быть сохранено...  
 
Единственное, что я хочу, это освобождение наших земель. Когда я делал фото этих тел, я не мог и подумать, что на долгие годы мы останемся вдали от родного края, родины.
 
В завершение хочу сказать, что эти фотографии публикуются половинчатыми или смонтированными в некоторых книгах, журналах, брошюрах. По крайней мере. Должно сохраняться авторское право. Потому что только Аллах знает, какие пути, через какие трудности я прошел...  
 
Орхан Асланлы
Фото: Фаргана Новрузова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

www.ann.az
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Милли Меджлис осудил доклад Европарламента