Если 2013 год чему-то учит , то 2014-й принесет глобальные политические проблемы для США и всего мира по целому ряду вопросов. Политические дебаты развернутся на фоне усиления и переключения общественного мнения.
Вот некоторые моменты, которые определяют главные задачи, стоящие перед мировым сообществом в году грядущем.
1. Иран. Семь стран подписали соглашение о замораживании иранской ядерной программы. Первые 6 месяцев 2014 года отводятся на переговоры по выработке окончательного соглашения, направленного на то, чтобы обуздать ядерные амбиции Исламской республики.
По данным Исследовательского центра Пью, лишь около трети американцев одобряют временную ядерную сделку с Ираном, и четыре из каждых десяти одобряют изменение курса президента Обамы в отношениях с Тегераном. Если усилия по достижению окончательного соглашения с Ираном провалятся , общественность в странах, участвующих в переговорах, разделится во мнении о том, что должно быть сделано.
Среди тех , кто выступает против того, чтобы Тегеран получил ядерное оружие, почти две трети американцев поддерживают политику недопущения разработки Ираном ядерного оружия, даже если это будет означать принятие военных действий; так же считают примерно шесть из каждых десяти французов, половина немцев и почти половина британцев. Но только около трети китайцев и примерно треть россиян готовы поддержать военную интервенцию.
2. Китай. Соперничество между Китаем и США за звание сверхдержавы будет продолжаться и в 2014 году. В связи с этим американцы не очень любят Китай, и это чувство взаимно среди китайцев по отношению к США. Менее четырех из каждых десяти американцев имеют благоприятное мнение о Поднебесной и только четыре из каждых десяти китайцев позитивно относятся к Америке. При этом их настроения по отношению друг другу ухудшаются.
Обе нации ощущают сдвиг в балансе сил. Две трети китайцев думают, что Пекин уже или в один прекрасный день заменит Вашингтон на посту ведущей мировой сверхдержавы. И с этим мнением согласна почти половина американцев. Последние территориальные споры Китая в районе Восточного и Южно-Китайского морей могут привести к первым большим столкновениям в новом году . Эти споры создали серьезную напряженность с соседями Пекина. Подавляющее большинство населения Филиппин, Японии и Южной Кореи - все военные союзники США - говорят, что эти споры являются для них большой проблемой.
3. Сирия. Международные переговорщики планируют встретиться в Женеве в январе, чтобы оценить, может ли быть найдено мирное решение в гражданской войне, длящейся в Сирии уже почти три года. Перспективы компромисса осложняются противоречивым общественным мнением, как внутри Соединенных Штатов, так и в регионе. Две трети американцев одобрили решение президента Обамы отсрочить военные удары по Сирии, чтобы убедиться, что Дамаск можно убедить избавиться от своих запасов химического оружия с помощью дипломатических усилий . И несмотря на то, что сейчас все складывается благоприятно и химическое оружие из Сирии начали вывозить, менее трети представителей американской общественности одобряют позицию главы Белого дома по отношению к Сирии.
Между тем, большинство стран региона - Турция, Иордания, Ливан и Израиль - обеспокоены тем, что насилие в Сирии распространится на соседние страны. Но при этом болшинство из них, за исключением Иордании , выступают против того, чтобы арабские или западные страны отправляли оружие и осуществляли другие военные поставки сирийским антиправительственным группировкам.
4. Боевые действия с помощью беспилотников. Использование Вашингтоном дронов для точечной ликвидации экстремистов в таких странах, как Пакистан, Йемен и Сомали, вероятно, по-прежнему способствует антиамериканским настроениям.
Но отношение к этому в разных странах мира существенно разнится. Среди 39 стран, опрошенных Исследовательским центром Пью в 2013 году, половина или более населения в 31 стране одобряют такие военные действия. США, скорее всего, продлжат тактическое уничтожение террористов с помощью БЛА и в 2014 году. Половина американцев говорят, что такие действия делают США более защищенными от угрозы терроризма.
5. Защита частной жизни. В 2013 году мир узнал много нового о методах наблюдения, которые использует правительство США. Об этом поведал Эдвард Сноуден , бывший подрядчик Агентства национальной безопасности. Утечка секретной информации вызвала споры в США и в стане их союзников. Но такие ли большие секреты раскрыл Сноуден?
Большинство европейцев выступают против того, чтобы национальные правительства вели сбор телефонных и интернет- данных граждан в других союзных державах, даже в рамках усилий по защите национальной безопасности. Среди них почти три четверти немцев, более половины французов и шведов и более чем 40% британцев. Такую информацию приводит немецкий Фонд Маршалла, проводивший подобный опрос. Но больше, чем две трети американцев говорят , что программа наблюдения АНБ сделала страну более защищенной от терроризма.
6. Неравенство. Президент Обама выделил неравенство как "определяющий вызов нашего времени", что указывает на новый акцент, который его администрация намерена придать борьбе с неравенством в доходах и имуществе в 2014 году. В отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2013 год отмечается, что неравенство доходов в странах ОЭСР "еще больше увеличилось в течение последних трех лет по сравнению с предыдущим двенадцатью годами". Развивающиеся рынки сталкиваются с аналогичными проблемами , говорится в том же отчете.
Не удивительно, что проблема экономического неравенство является общим вызовом во всем мире. По данным опроса, проведенного Научно-исследовательским центром Пью в 39 странах, большинство людей согласны, что сложившаяся экономическая система благоприятствует богатым. Большинство опрошенных в большинстве стран говорят, что разрыв между богатыми и бедными увеличился за последние пять лет. Такое отношение особенно распространено среди тех, кто живет в странах с развитой экономикой. И по крайней мере половина людей в большинстве стран мира говорят, что разрыв в уровне благосостояния является очень большой проблемой в их стране. Особенно высокий уровень беспокойства в этой связи наблюдается в государствах с развивающейся экономикой.