Сколько казахстанской нефти реально может перевалить Баку?

14:57 | 23.11.2022
Сколько казахстанской нефти реально может перевалить Баку?

Сколько казахстанской нефти реально может перевалить Баку?

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ноябре поручил правительству проработать увеличение объемов транспортировки нефти через порты на Каспийском море — Актау и Курык — до 20 млн тонн в год.

По мнению Токаева, дальнейшее развитие Транскаспийского маршрута приобретает особое значение с учетом нынешней ситуации на мировых рынках, и Астана достигла взаимопонимания со странами-партнерами по этому вопросу, в том числе, с Азербайджаном.

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов 10 ноября сообщил, что с Азербайджаном достигнута договоренность с 1 января 2023 года отгружать в направлении нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) 1,5 млн т нефти в год из Казахстана.Он также добавил, что «прорабатывается дальнейшее увеличение транзита до 6-6,5 млн тонн в год».

«Разработана специальная «дорожная карта» по диверсификации экспорта казахстанской нефти. В частности, это направление через Актауский порт на порт Баку (танкера) и оттуда в направлении нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Также есть трубопровод Баку-Супса - это в Грузии и Баку-Батуми, где имеется наш терминал (управляется КазТрансОйл) в порту. Эти направления, плюс есть направление по железной дороге из Атырау в сторону Батуми и в сторону Узбекистана. А также есть направление КНР. По всем этим направлениям сейчас ведется работа по расширению и по увеличению потенциала экспорта нефти», - добавил глава правительства.

По данным минэнерго Казахстана, экспорт нефти из республики в 2021 году составил 67,6 млн т (по 2022 году ожидается приблизительно такой же показатель), из них по системе Каспийского трубопроводного консорцмума (КТК — основной экспортный нефтепровод Казахстана) ушло свыше 53 млн т казахстанской нефти (то есть 78,5% экспорта нефти Казахстана). В частности, по КТК поставляется нефть с Тенгиза (прокачано 26,6 млн т в 2021 г.), Кашагана (15,7 млн т) и Карачаганака (10,3 млн т). Поставки прочих казахстанских производителей в прошлом году составили 463,6 тыс т.

Казахстанская нефть также транспортируется по трубопроводной системе «Транснефти» (через нефтепровод Атырау – Самара проектной мощностью 17,5 млн т в год) в смеси с российской нефтью для погрузки на танкеры в Новороссийске и балтийском порту Усть-Луга. Отгрузка нефти Казахстана в 2021 г. в Новороссийске составила 7,1 млн т, в Усть-Луге – 5,9 млн т.

Однако из-за международных санкций против РФ за ее вторжение в Украину, а также в связи с планами наращивания с 2024 года добычи на месторождении «Тенгиз» (наращивание — 12 млн т/г), Казахстан задумался о диверсификации экспорта, причем о переброске существенных объемов через Каспий.

«Нужно будет достаточно большое количество инфраструктуры реализовать, включая не только трубопроводный транспорт и причальное хозяйство (в Актау и Курыке), но и увеличение количества танкеров на Каспии, которые могли бы перевозить данную нефть», — сообщал глава Минэнерго Казахстана.
 
Какие объемы реально перекинуть через Баку? 


Азербайджан в 2008-16 гг обеспечивал транзит части нефти с казахстанского месторождения «Тенгиз», причем один период (несколько лет) по БТД шло даже до 2 млн т нефти в год из Казахстана.

Однако с 2017 года вся нефть с «Тенгиза» идет в КТК.

Вместе с тем, с 2017 года через Баку идут некоторые объемы с казахстанского месторождения «Бузачи» (в среднем, 100 тыс т/год, но в 2022 году ожидается 200 тыс тонн).

В беседе с Anews.az эксперт на нефтяном рынке Азербайджана отметил, что через Баку реально транспортировать не более 8-10 млн т нефти из Казахстана с учетом задействования БТД, нефтепровода Баку-Супса и железной дороги.

По его словам, БТД сможет брать не более 1,5 млн т в год сернистой нефти из Казахстана, и только такой объем не будет изменять фракционный состав «BTC Blend», известной на европейском рынке и имеющей своих гарантированных покупателей.

Что же касается нефтепровода Баку-Супса (действует с 1999 года в основном под нефть с азербайджанского каспийского месторождения «Чираг», мощность — около 90 тыс бар/сут), то этот маршрут пропускной способностью 5 млн т/год (с возможностью увеличения до 7 млн т/г) не работает с весны 2022 года из-за проблем с коммерческой привлекательностью (дорогой фрахт и страховка иностранных танкеров в Черном море из-за российско-украинского конфликта).

Азербайджан готов предоставить мощности Баку-Супса любым заинтересованным компаниям, и похоже, что такой интерес может быть у консорциума «Тенгиз», а также у «ЛУКОЙЛа» (работает на Каспии).

Эксперт считает, что по железной дороге в направлении черноморских портов Грузии возможно транспортировка не более 2 млн т казахстанской нефти.

Таким образом, даже при желании Казахстана переправлять через Каспий до 20 млн т/год, Баку готов организовать приём и распределение лишь половины этого объема.

В целом, экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок, или около 1,4 млн баррелей в сутки, и как сам Казахстан, так и покупатели его нефти в мире уделяют пристальное внимание бесперебойности таких поставок, способных повлиять на мировые цены на «черное золото».

Помимо Транскаспийского направления, Токаев в ноябре поручил принять меры и по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь (в направлении Китая).

Этот маршрут позволяет прокачать нефть с запада Казахстана, где сосредоточены крупнейшие месторождения, до границы с КНР.

Однако сколько реально и дополнительно «черного золота» готов покупать Китай у Казахстана — это вопрос переговоров.

«Как не крути, КТК всё равно останется для Казахстана главным экспортным трубопроводом. Казахстан готов увеличить в ближайшие годы добычу до 100 млн т/г, и только КТК способен прокачать основной объем», — подчеркнули источник в Баку.
 
Лада Евграшина
www.anews.az
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Милли Меджлис осудил доклад Европарламента