Технология теледебилизации

12:12 | 16.01.2014
Технология теледебилизации

Технология теледебилизации

В одной из моих статей содержался совет  читателям не смотреть азербайджанские телеканалы и не подпускать к ним детей, чтобы защитить нашу нравственность от полного обнуления. 

На следующий день после публикации этой статьи ко мне обратилась известная азербайджанская телеведущая, отправив по Facebook послание из одного слова «здравствуй».  Я ей ответил, рассчитывая на интересный диалог, но ведущая, поздоровавшись, беседу не продолжила.


Понимаю – сначала она хотела поделиться мыслями по поводу статьи, а потом, поразмыслив, решила не рисковать. В каналах же такие правила: с неугодными власти журналистами не общаться, на передачи их не приглашать. Один мой коллега,  поставив Like в FB под статьей оппозиционного политика, получил на работе строгий нагоняй. Хорошо, что не выгнали с «волчьим билетом»!

С того времени прошло меньше месяца, и нате вам: официальный орган взялся за дело и сегодня вынес телеканалу АНС предупреждение в связи с демонстрацией сюжета об изгнании дъявола. Эта передача стала последней каплей для Национального Совета по Телерадиовещанию. Поделом телеканалу - не для того придумано телевидение, чтобы вгонять народ обратно в каменный век. Нет, все-таки государство иногда принимает мудрые решения.


Второй причиной настоящей  статьи стали первые минуты телевизионного talk-show на одном из местных каналов: на экране ведущая и приглашенная ею женщина. Одинаковые красно-толстые губы, одинаковые вздернутые треугольником брови, одинаковые вдавленные хирургом носы. Разговор и мышление тоже одинаковые:

- Ну, как вам здесь, в нашем эфире?

- Да я же часто бываю в эфирах…

- А вот когда я в последний раз была в эфире…

Если открыть их черепные коробки, оттуда выглянет гладко-чистая субстанция.

В передаче другого телеканала, о театре, участвуют трое: ведущая и народная артистка республики. Вместо лица у женщин – сплошной силикон, выпирающий и мешающий дышать и говорить о театре и культуре. Перед ними – режиссер, гость из Турции с выражением ужаса на застывшем лице.

Нет, все-таки многолетняя яростная критика дебилизма на нашем телевидении сработала – в этом году на всех телеканалах создали свои познавательные конкурсы, состоящие  из вопросов ведущего и ответов участников. Но угнетает, что самым распространенным ответом является «пас». Это когда ответа просто нет, и человек признается в своей безграмотности. Хотя вопросы примитивные до ужаса.  Если задан  вопрос об азербайджанской истории или культуре, ответить могут, вспомнив школьный курс, но дальше границ Азербайджана осведомленность наших граждан не распространяется. Намного хуже, если ведущий, как бы сообщая в таких случаях правильный ответ, выдает совсем не то. Или строчку в телесуфлере перепутал, а может, редактор – дурак.

Руководство телеканалов критику воспринимает правильно, привлекая к работе грамотных и опытных журналистов. В Space приглашен  лучший тележурналист, специализирующийся на экономике – Али Ахмедов. Вот только его юный корреспондент, снимавший телесюжет о новых формах домоуправления, так ничего об этом и не понял, хотя участники передачи ему объясняли, и даже вопросы к своим ответам подсказывали. Ну не виноват он, будучи сам жертвой отечественного телевидения.

Каналы для объективного и компетентного освещения обсуждаемых тем к передачам привлекают «экспертов». Но так как на каждом канале применяются «черные списки» опасных для открытого эфира личностей, там предпочитают вести передачи с прогнозируемыми.

Лучше хуже, но без сюрпризов, - считают в каналах. Результат  я наблюдал в воскресенье, когда в телестудии обсуждали вред от Интернета. Ведущая, желая услышать мнение угрюмо молчавшего то ли режиссера, то ли композитора (у них по любому поводу – да хотя бы и про магнитный резонансный томограф, высказываются композиторы или режиссеры), передала ему микрофон. Тот,  не торопясь, изрек:

- Телефон – шейтан емелидир.

Его оппонент на том же канале – пожилой певец, без устали курсирующий по телестудиям. Он смешон, не опасен, и тем любим на ТВ. Что он говорит, для чего его снимают? Это каналам не интересно.

Даже в моем селе Илису крестьяне не считают телефон творением дьявола, справедливо полагая, что вся современная техника создана людьми для улучшения жизни людей, а если кто-то использует технику для дьявольских целей – вину искать надо в другом месте.  Но для смотревших эту телепередачу телефон отныне – дьявольский инструмент. Если народ ринется рушить Минсвязи, вы знаете, кто в этом виновен.

Такое впечатление, что телеканалы живут своей жизнью – а народ своей. В общем, так и есть, поскольку интересы и источники существования у них разные.  Когда АзТВ в который уже раз повторяет документальный фильм, в котором общенациональный лидер говорит, что когда рубят дерево – это все равно что режут его руку, интерес канала понятен. Также понятно, что телеканалы не стремятся снимать сюжеты о массовой вырубке в Баку деревьев для нужд домостроителей.

Зрители такому дуализму не удивляются, так как смотрят ТВ не для получения  правды и справедливости, а исключительно для бездарного убивания времени. Поэтому не удивляются, когда телеведущая на Хазар-ТВ говорит о погоде: в таком-то районе температура воздуха столько-то «тешкил едеджек». И так по всем азербайджанским районам. Простого азербайджанского слова «оладжаг» она не знает, а зрителей ее обезьянья речь не коробит.

Но я, как только слышу слова ведущего «кечид алаг» применительно к переходу на другую тему, тут же нажимаю кнопку, чтобы «взять переход» на другой,  не азербайджанский канал. Чтобы не стать идиотом. Чтобы не получать животное удовольствие от лицезрения слез, заливающих глаза невинных детей, приглашенных в телестудию для растерзания ведущими в угоду телевизионному рейтингу. Или не коробиться при виде толстых главных редакторов обоего пола, натянувших на свои телеса военную форму во время экскурсионного визита в войсковые окопы. Зачем они одевают военную форму, ее оскорбляя? Эти люди, успешно отмазавшие свои чада от воинской службы, кинутся к автоматам при первом же армянском выстреле? Или решили остаться в окопах на неделю-другую, чтобы защитить Родину? Меня использование военной формы в качестве телеантуража глубоко оскорбляет.

Прибыльным бизнесом в стране стала продажа услуг кабельного телевидения. По словам опытного работника ТВ, в часы, когда на турецких каналах идут сериалы, количество зрителей азербайджанского телевидения катастрофически падает. Соотношение любителей турецкого ТВ со зрителями наших каналов – как 10 к 4. И это понятно, потому что как бы родные телеканалы не дебилизировали наше общество, народ до уровня телевизионщиков не опускается. Ищет и находит зарубежную альтернативу.

Мое мнение, конечно, субъективно, но совпадает с позицией авторитетов. В частности, доцент Бакинской Музыкальной Академии Ариз Абдуллаев в интервью по поводу качества телеканалов говорил: «когда смотришь на тех, кого в последние три месяца приглашали в качестве экспертов телеканалы İTV, ANS, ATV, Spase, Lider и Xəzər, становится стыдно. Мне известно, как критикуют эти передачи в среде ученых, студентов и преподавателей. Почему эти телеканалы настолько не уважают зрителей?».

«Средства массовой информации – это инструмент воспитания общества. Параллельно с громкими новостями должны идти и воспитательные материалы. Мораль и уважение к человеку нужно ставить во главу угла, воспитывая как детей, так и взрослых. Люди устали от бесконечных иностранных сериалов. Это же бессмысленная трата времени, эти фильмы ничему не учат, не образовывают, не воспитывают...», - сетовала директор Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана Айтен Мустафаева (1news.az).

P.S.  НСТР объявил решение о создании еще одного общенационального телеканала. Уже 12-го. Есть еще местные каналы в регионах. Возникает вопрос: где уверенность в том, что новый канал также не будет тиражировать телеидиотов.

Кямал АЛИ

ANN.Аz

0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Милли Меджлис осудил доклад Европарламента