Представляем вашему вниманию путевые заметки известного американского журналиста Томаса Гольца, который в рамках Бакинского гуманитарного форума посетил Азербайджан и побывал в Нахчыванской Автономной Республике.
Назад в Страну Огней - в Азербайджан!
Итак, я повидал многих старых друзей и приобрел новых.
На третьем Бакинском гуманитарном форуме принимали участие около десяти бывших президентов из Балкан и Балтии (от Эстонии до Хорватии). Этот форум представлял из себя собрание Нобелевских лауреатов и разных ученых из примерно 70 стран со всего мира. Я не знаю точно, что происходило на других дискуссиях, но на той, в которой я принял участие, - по национальной идентичности в меняющемся мире, было свободным обсуждением с глубоким и чрезвычайно открытым анализом и под отличным председательством д-ра Самеда Сеидова - ректора Университета иностранных языков.
Но больше всего запомнилась не сама конференция, а путешествие по выбранному региону Азербайджана, за пределы Баку. Я полагаю, что было пять вариантов такой поездки. Мне довелось поехать в автономную республику Нахчыван, имеющую специфическое географическое положение - это эксклав, граничащий с Турцией, Ираном и Арменией, изолированный от остальной части страны и чем-то напоминающий Техас для политического руководства страны - как для советского, так и для постсоветского Азербайджана.
Этот странный и крайне политизированный регион служил в качестве глубокой базы для Гейдара Алиева после того как он был изгнан из Политбюро Михаилом Горбачевым. И именно там я впервые встретил Алиева в 1991 году, когда никто в Азербайджане (или в большом мире), казалось, не хотел иметь ничего общего с этим замечательным человеком. Гейдар Алиев никогда не забывал, что первый и последующие визиты я ему нанес до его возвращения к власти в Баку в 1993 году, а часто эти визиты происходили в самых трудных условиях - холод, проблема питьевой воды и нехватки продуктов питания, получаемые в качестве благотворительной помощи из Турции.
Во всяком случае, мое последнее посещение было более 20 лет назад, и многое изменилось с тех пор.
Оторвавшись от группы, которая состояла из более ста делегатов гуманитарного форума я связался с бывшим главой комсомола Нахчывана, старым приятелем по имени Бабек. Там также было трое его друзей с советских времен из Италии, - Сандро, Лаура и Анна-Мария. Взглянув на наш номер (а многие делегаты жаловались на "чрезмерную организованность"), я расширил контакты Бабека, включив одного нового друга из Японии (Така - специалиста по русской литературе ) и Фернандо - специалиста по Восточной Европе из Тренто (Италия), который когда-то меня пригласил в свой университет в Южном Тироле в Итальянских Альпах. Под руководством Бабека мы почти полностью оторвались от других, начиная с ужина в каком-то ресторане в городе Нахчыван, где мы отведали "нахчыванских омаров" - огромных раков из реки Араз, которая протекает вдоль границы с Ираном, а также "Раунд Топ" филе оленины, привезенное мною контрабандой из Монтаны, и пили свежее местное пиво, изготовленное товарищем Бабека Шамсаддином, а также местный самогон, сделанный парой охотников - приятелей Бабека. Возвращаясь в наш отель, мы немного петляли. Когда мы хотели заплатить за такси (наши две машины отвозили и привозили нас), выяснилось, что они уже были оплачены.
Бабек, большой, похожий на медведя, разговорчивый человек, любящий поддразнивать легкую суетливость всех женщин на планете, видимо, позаботился об этом аспекте нашего визита наряду со всеми другими. Он, в конце концов, - Человек из Нахчывана...
Утром организатор группы выразила большую озабоченность нашим выходом из под ее контроля, но звонок по сотовому телефону от Бабека, который сказал, что все в порядке, заставил организатора встать почти по стойке смирно. Когда она услышала его голос, она замурлыкала, как кошка. Она тоже была членом комсомола в советские времена, и таким образом, он был ее лидером, даже теперь, спустя 22 года после краха коммунистической партии...
В глазах других делегатов был ужас и, конечно, ревность, так как они разъезжали караваном в восьми небольших автобусах с полицейским эскортом. Мы же продолжили нашу прогулку к скальному туннелю древней соляной шахты, нашли ключи от пивоварни Шамсаддина для дегустации в воскресенье утром, заблудились в закоулках города Нахчыван, нашли еще несколько друзей, которые оказались охотниками и самогонщиками, а затем проехали 30 или 40 миль по четырехполосной автостраде до пограничного пункта с Ираном в город Джульфа, прежде чем отправиться в маленький горный курорт. В этом курортном местечке под названием Дери Даг мы приняли 10-минутную ванну из горячей бурлящей воды с содержанием лечебного мышьяка. Это место называют «горой лекарственного яда". Видимо, полный курс 10-минутных ванн один раз в день в течение 10 дней или пары недель способен вылечить все, что угодно. В составе бурлящей воды имеется мышьяк.
После тройной порции чая из трав мы вернулись в Джульфу для не совсем законной экскурсии в нейтральную зону у иранской границы, а затем фактически повторно столкнулись со всеми официальными автобусами у популярной святыни - горы, отмеченной в стихах Корана о "Спящих", о которой местные жители утверждают, что это место, где группа хороших людей была преследуема злым монархом. Они окаменели и сохраняются в таком состоянии уже 500 лет, "оттаивая" временами только, чтобы обнаружить, что монеты в их карманах безнадежно устарели для использования на местном рынке: доказательство того, что чудо действительно произошло.
Затем, в то время, как основная группа уехала в ресторан для участия в церемонии прощания, мы устремились в русло ручья, который служил в качестве сезонной грунтовой дороги в лагерь охотников под обрывом на противоположной стороне Святых пещер ("Спящих"), где охотники, знакомые нам с прошлой ночи, приготовили отличный гриль из мяса горного козла, почек, печени и внутренностей ягненка, а также гамбургеры, сделанные из грудинки и ног (и костей тоже) птицы, о которой наши хозяева знали только то, что это "птица ест ягоды шелковицы" (неужели ворона?). Все это было залито свежим местным вином, а самогона, содержавшего 60% спирта, изготовленного из слив и приправленного душицей для удаления сильного вкуса алкоголя, который отпугивает некоторых людей, думающих, что они вот-вот ослепнут. Мы также пили настойку из шелковицы, которая была светло-коричнево цвета из-за добавления внутреннего слоя кожуры грецких орехов, что придавала этому тутовому напитку мягкий вкус. На гриле также было приготовлено много баклажанов, тушеной ягнятины.
После нескольких тостов, пришло время нам помчаться к ожидавшему нас самолету. Мы не показали паспортов и даже не приобрели билетов, но встретили злые взгляды уже на борту от многих из той самой толпы, которая не имела для нас особого значения...
Я объявил этот день "возвращением из Соляных копей к Ядовитой горе", но Лаура из итальянского контингента поправила меня: "Возвращение из Соляных копей, восхождение на Ядовитую гору и кивок с высоты Чесночных холмов".
Это был действительно особенный день.
Спасибо, Бабек!
ANN.Az
Перевод: Сурхай Мурад