Не спешите обвинять меня, забрасывая националистическими лозунгами – речь всего лишь о возможности спокойного ведения бизнеса. К тому же это вовсе не мое мнение, а выводы напрашиваются из очередного отчета Всемирного банка Doing Business 2015, который отражает ход и реализацию реформ в области бизнеса…
Собственно о нынешних результатах Doing Business вы наверняка наслышаны, поскольку показатели по Азербайджану неоднозначно были восприняты как правительством, так и деловой общественностью страны. Шумиха поднялась порядочная. Изз отчета следовало, что Азербайджан переместился на несколько порядков назад, что, конечно же, не есть хорошо. Однако вчера представители Всемирного банка поспешили представить объяснение, из которых следовало, что мы вовсе не откатились, а, наоборот, продвинулись вперед и несоответствие в показателях рэнкинга есть не что иное, как результат новых подходов в расчетах и иных индикативных показателей в отчете. Проще говоря, в нынешнем Doing Business мы прочно сидим на 80 месте, а в прошлом году занимали 70 место. Откат? Очевидный. Но без учета новой специфики расчета. По словам представителя Всемирного банка из команды Doing Business Катерины Лерис, если применить все новые индикаторы и вообще методику расчета к ситуации прошлого года, то Азербайджану было бы присвоено 88 место. И тот факт, что мы сейчас на 80-том, говорит о прогрессе в нашей стране.
Пару слов о самих изменениях. Понимаю читать это не совсем интересно, но их необходимо привести, чтоб знать, что нас ждет в следующем году, и какое место мы сумеем занять в очередном отчете. Глобальных изменений в системе расчета Doing Business было совершено три. Первое: изменился индикативный охват. Он расширился. Второе: в странах с численностью населения более 100 млн человек текущее состояние свободы бизнеса оценивалось по показателям не одного крупного города, а сразу двух. В ВБ полагают, что так будет точнее. Скажем, по России анализировалась ситуация не только в Москве, но и Санкт-Петербургу. Впрочем, это к девятимиллионному Азербайджану отношения не имеет, так что перейдем к следующему, третьему нововведению, которое предусматривало новые правила расчета рэнкинга.
К примеру, при расчете показателя бедности внесен индикатор, отражающий не столько количество законов нацеленных на устранение бедности, но и учитывающий насколько эти документы вообще работают. В плане защиты прав инвесторов эксперты Всемирного банка включили индикатор, определяющий защищенность прав инвесторов и то, есть ли в АО Наблюдательная комитет. Кстати, помните несколько указов главы государства подписанных в этом году и нацеленных на защиту прав акционеров? Ой, не зря они появились. А главное своевременно…
Большое внимание в ВБ стали уделять и вопросу финансовой прозрачности, то есть к набору документов, которые компании должны предавать гласности относительно своей деятельности. В области кредитования, то есть доступности такового, теперь стали важны и такие показатели как права людей получающих бизнес-займы, и непосредственно уровень их знаний о таком кредитовании.
Все эти показатели (как новые, так и старые) складываются в какой-то единый знаменатель, по которому и выводится итоговый рэнкинг для государства. Далее он сравнивается с идеалом. За таковой в ВБ взяли показатель 100 и соответственно ситуация когда «все очень и очень плохо» оценивается как 0. В зависимости от этих балов каждая страна и занимает свое место в рэнкинге. Естественно, ни одна страна не получила как высшей, так и низшей отметки. Но если вернуться вновь к Азербайджану, то нам удалось собрать всего лишь 64,08, а Грузии, скажем, - 79,46. По сравнению с соседями, лучше нас перенимающими европейский опыт, мы существенно отстаем, что, возможно, объясняет почему так много местных предпринимателей и так часто едут открывать бизнес именно в Грузию.
Теперь о том, что у нас хорошо и что еще предстоит улучшать. Мы сильны по трем пунктам. Более или менее сносно у нас дела обстоят с регистрацией имущества, условиями для начала бизнеса и юридической реализацией соглашений между бизнесменами. Существенно отстаем в следующем: выдачей разрешений на строительную деятельность (из-за монополий в этой сфере у нас действительно наблюдаются определенные и немалые сложности), присоединением коммуникации бизнес-структур к электрическим сетям поставщика электроэнергии, и в сфере международной торговли. Слабенько азербайджанские предприниматели экспортируют и импортируют товары.
Собственно на эти три пункта Азербайджану необходимо обратить особое внимание уже сегодня. Иначе если ситуация не изменится, то мы точно откатимся назад уже по рэнкингу составленному по новой методологии, и тогда у нас не будет морального успокоения типа «новые формы расчета». Но не только это. По словам Катерины Лерис в 2016 году эксперты ВБ внесут новые изменения и станут более тщательно анализировать ситуацию в таких сферах как: споры вокруг недвижимого имущества, насколько строительный Кодекс соответствует мировым стандартам и требованиям, насколько эффективна практика отключений от электроэнергии из-за задолженностей по выплатам, методика возврата предпринимателям незаконно удержанных налогов и качество работы Министерства юстиции с точки зрения регулировщика реализации налогового законодательства. Не легко придется, да? Но если бы только это… В 2016 году Всемирный банк замахнется можно сказать на святое, и внесет в Doing Business индикатор определяющий кто именно и как в странах Европы и Азии осуществляет контроль за строительством…
ИЛЬДРЫМ