В Баку прошла оригинальная фотовыставка «Тени минувшего времени!»

00:28 | 06.12.2014
В Баку прошла оригинальная фотовыставка «Тени минувшего времени!»

В Баку прошла оригинальная фотовыставка «Тени минувшего времени!»

Рустам Гасымов 

Недавно в галерее «Art Villa» прошла необычная по своей тематике выставка «Тени минувшего времени». Авторы выставки – известный фотохудожник Рустам Гусейнов и фотограф Тофик Рашидов. Мероприятие было организовано «ArtsCouncilAzerbaijan». 
 


Придя в галерею, нас тепло встретили главные виновники торжества Рустам и Тофик, пригласив посмотреть выставленные работы. Воспользовавшись тем, что до открытия вернисажа оставалось достаточно много времени, мы принялись внимательно рассматривать фотографии. Все-таки черно-белые фото обладают своим шармом. Несмотря на то, что цветные снимки захватили первенство, у их черно-белых собратьев не уменьшилось количество поклонников. Отсутствие красок позволяет сконцентрироваться на изображаемом объекте, почувствовать его энергетику и эмоциональную составляющую снимка в отсутствии других отвлекающих факторов. Поэтому черно-белые снимки, сделанные авторами именно для этого увлекательного проекта, по моему личному мнению, подошли как нельзя лучше.     
 


Рустам Гусейнов и Тофик Рашидов были внимательны к каждому отдельному гостю. Они никого не оставляли без внимания, отвечали на все интересующие вопросы присутствующих. Авторы рассказывали, где было снято то или иное фото и раскрывали другие интересные особенности выставленных фотографий. Мероприятие посетило достаточно много любителей и ценителей искусства, среди которых были также друзья и знакомые фотографов, которые пришли поддержать своих коллег и друзей в столь значимый и ответственный для них день. В галерее царила приятная, теплая и дружественная атмосфера.  
 


Затем состоялось официально открытие выставки, на котором выступил известный азербайджанский художник, глава «ArtsCouncilAzerbaijan» Дадаш Мамедов, и виновники торжества фотохудожник Рустам Гусейнов и фотограф Тофик Рашидов, которые рассказали об особенностях выбранной ими тематики и пригласили собравшихся ознакомиться с выставленными на вернисаже работами.   
 


Как выяснилось, на выставке были представлены фотографии наиболее интересных эмоциональных скульптур Пер-Лашеза, Монпарнаса, Лычаковского и пира Софи Хамид, позволяющие отразить скульптурное выражение в различных религиозных и культурных традициях.

Стоит отметить, что физическая жизнь – это величайший дар, ниспосланный свыше, которая, к большому сожалению, имеет свои пределы, порой довольно краткие. Человек живет ровно столько, сколько существует память о нем. Одним из наиболее интересных способов сохранения памяти о человеке – это увековечивание памяти о нем в виде памятников и скульптур. Именно этому и была посвящена эта выставка. Тема достаточно своеобразная, если не сказать больше. Наше общество часто ее игнорирует, воспринимая как табу.   
 

 
По словам авторов, создание памятников скульптуры дело весьма трудоемкое и требующее большого таланта. Но полностью реализованные усилия по созданию памятника воздаются многократно, скульптура смотрится как живая и способна точно отразить всю гамму чувств даже через столетие. Изготовление подобных работ требует не только высокого профессионализма от скульптора, но и особого эмоционального настроя для передачи его через мимику, выражение глаз и, в отдельных случаях, даже отображения характера ушедшего человека. Пройдут годы, уйдут из жизни создатели и инициаторы, но оставшаяся материальная память - настоящий музей под открытым небом заставляет задуматься о хрупкости жизни, бренности мира и конца отпущенного нам времени для самореализации в этой жизни и осознания бренности бытовой суеты.
 
 

Фотохудожник Рустам Гусейнов согласился ответить на интересующие нас вопросы.  

- Как зародилась идея создания столь необычного проекта? 

- В свое время я побывал на кладбище, располагающееся рядом с известным комплексом памятников «Пир Софи Хамид» на территории азербайджанского города Ширван. На этом месте есть статуя белого верблюда. Согласно легенде, если женщина, у которой не получается зачать ребенка, проползет под животным, то у нее это получится. Местное население верит в данную легенду, о чем свидетельствуют желающие, приходящие туда специально для совершения вышеописанного ритуала. Для написания статьи я отправился на это знаменитое место, где заметил, что на территории кладбища находятся гораздо более интересные вещи, нежели статуя белого верблюда. Поскольку в тот момент я был с фотокамерой, я их зафиксировал. Спустя некоторое время я показал эти снимки Тофику Рашидову, которого они также заинтересовали. Таким образом, мы решили, что нужно показать скульптуры, архитектурные детали в сравнение с тем, что имеется на европейских местах захоронения, и таким образом продемонстрировать культурное влияние, связанное с исламом, где в отличие от классико-античного стиля изображения лиц запрещены, в качестве собирательного образа используется геометрический орнамент, стилизованные фрукты и предметы, и параллельно с этим показать развитие христианской изобразительной традиции. Целью нашей выставки является отображение влияния увековеченной памяти об ушедших на развитие искусства и культуры, как в исламе, так и в христианстве. 

- В каких городах и странах вы решили сделать снимки для данной экспозиции? 

- Решив организовать совместный проект, мы договорились, что во время своей поездки в Париж Тофик посетит интересные места и сделает снимки наиболее оригинальных с точки зрения искусства экземпляров. А я параллельно сделаю кадры на Софи Хамид. Мы решили показать не только западноевропейскую традицию, но и восточную, где в качестве наиболее интересного места я выбрал Лычаковское кладбище в украинском городе Львов, потому что оно достаточно хорошо сохранилось и вызывает большой интерес именно с этой точки зрения. Наш совместный фото-проект включает снимки, снятые мной на территории Лычаковского кладбища и Софи Хамид, и кадры, сделанные Тофиком Рашидовым во Франции на Пер-Лашезе и Монпарнасе. Мы решили показать, как эта традиция работает в различных странах мира и разных культурах. 

- Какое количество работ вы представили на суд зрителей? 

- На мероприятии мы представили 40 фотографий, девять из которых посвящены культурным традициям ислама. Остальные фотографии относятся к западным и европейским культурам. 11 фотографий со Львова, а остальные 20 были сняты в Париже. 

- Согласитесь, что выбранная вами тематика, связанная с кладбищем, вызовет недоумение и непонимание у людей, ассоциирующих места захоронения людей лишь со скорбью, печалью, слезами, которые стараются держаться от них подальше…  

- Я согласен, что эта тема весьма щепетильная, которая покажется странной особенно для людей с предрассудками. Некоторые представители нашего общества будут категорически против раскрытия этой темы, другие даже не захотят ее упоминать. Я не буду говорить о трактовках, сделанных Фрейдом, Фрейзером и многими другими, но отмечу, что влияние в искусстве вне зависимости от присутствия или отсутствия этого табу по любому наблюдается и будет в будущем оказывать свое влияние и накладывать своеобразный отпечаток. Хочет человек или нет, но это способ передачи культурной традиции, и абсолютно неважно, где это происходит, будь, то кладбище или любое другое место. Хочу отметить, что на кладбище культурные традиции действуют гораздо сильней, потому что человек, увидев памятники спустя несколько столетий, может применить понравившиеся ему элементы в своей работе. Грубо говоря, эти находки и технологии создания образцов культурного наследия представляют собой готовый материал, который несет в себе большую пользу, потому что он редко исчезает с течением времени. Если в результате конфликтов и войн памятник не уничтожается, это, как правило, связано не с качеством материала, из которого изготовлен тот или иной образец искусства, а с актами вандализма, которые обошли монумент стороной, то он несет в себе большую ценность. 

Поэтому места захоронения во Львове и Париже представляют собой прекрасные объекты для изучения, так как они не пострадали от войн в отличие от других городов, которым повезло меньше. В таких случаях велик шанс того, что та или иная работа окажет определенное влияние на другого человека после истечения определенного периода времени. Первым делом она оказывает влияние на памятники, располагающиеся рядом. Родственники усопшего хотят поставить памятник, как минимум аналогичных габаритов монументу, стоящему на близлежащей могиле, чтобы как-то соответствовать. Это достаточно интересный стимул, который служит способом передачи данных последующим поколениям без наличия прямого контакта. Ведь обычно мастер держит учеников, которые смотрят, как он работает, и благодаря этому учатся. В нашем случае происходит косвенное влияние, но, тем не менее, результат довольно хороший. Человек, увидев ту или иную скульптуру, будучи не знакомым с ее автором, может использовать в своем творчестве какие-то понравившиеся ему элементы, направления, отличительные особенности. Я считаю, что это достаточно нормально. А ставить или не ставить на эту тематику табу, это, я считаю, бессмысленным.            

Фотограф Тофик Рашидов раскрыл нам цель и замысел данной выставки.  
 


- Когда возникла идея создания совместного проекта? 

- Этот проект зародился больше полугода назад, а может и раньше. После проведения совместной выставки с Рустамом Гусейновым, мы стали думать, над каким интересным проектом мы могли бы еще поработать. Через некоторые время мы начали отбирать снимки, объединенные общей тематикой, как у него, так и у меня. В процессе выяснилось, что у Рустама были фото, которые он снял на Лычаковском кладбище, а у меня снимки, снятые на французском кладбище Пер-Лашез, но они были не совсем удачные, потому, что я снимал просто так, а не ради какой-то определенной цели. После этого у меня состоялась очередная поездка во Францию, во время которой я специально для нашего совместного проекта отснял целую серию снимков на местах захоронения в Пер-Лашезе и Монпарнасе. Кадры, сделанные на Пер-Лашезе, были более удачные и разнообразные, потому что это более старое и известное кладбище, где много интересной скульптуры. Монпарнас - это более молодое место захоронения, поэтому снимков оттуда - гораздо меньше. 

- В чем заключалась основная цель столь необычного проекта? 

- Мы хотели показать это сакральное место не с точки зрения места погребения людей, а через призму искусства, культуры, обычаев и традиций того народа, к которому принадлежал усопший. Например, обратить внимание на традиции Запада и Востока. С одной стороны нам хотелось показать разницу, а с другой - схожие черты, присущие разным культурам. Главная цель – это демонстрация того, что это место может восприниматься по-другому, например, как настоящий музей под открытым небом, достаточно просто абстрагироваться от дурных мыслей и всевозможных стереотипов. В принципе многие кладбища в мире так и действуют, куда человек может пойти и отречься от мирской суеты, просто побродить, подышать свежим воздухом, подумать о чем-то, причем не обязательно о грустном. 
 
- Однако, у большинства людей кладбища ассоциируются с  чем-то мрачным…

- У людей в априори создается мнение, что кладбище – это место, ассоциирующееся с чем-то плохим и черным, негативом и злом. Что касается меня, то я никогда не получал от этого места негатив, а наоборот, находил там душевное равновесие и спокойствие. Как правило, надгробные скульптуры не выражают радость, а наоборот грусть или печаль в той или иной степени. Однако, при всем при этом от них не идет негатив и отрицательная энергетика. Обычно они сделаны цивильно, красиво и со вкусом. 

- В процессе работы вы еще раз убедились, что искусство действительно не имеет границ даже в выбранной вами тематике…  

- Это правда. Учитывая тот факт, что Франция издревле считалась очагом культуры, стоит отметить французскую школу изящных искусств. Мы столкнулись с интересной особенностью, которую обнаружили, когда получили уже готовые работы. Мы даже запутались в некоторых фотографиях. Например, было сложно отличить снимки, снятые во Франции и кадры, сделанные во Львове. Этому существует историческое объяснение. Многие мастера, работавшие во Львове, обучались во Франции, где переняли стиль, обычаи и традиции, характерные для французской школы. Этому также способствовала географическая близость западной Украины и Европы. Этот факт подтверждает известное утверждение, что искусство не имеет границ. Даже в такой области, которую выбрали мы с Рустамом, чувствуется переплетений традиций и направлений.  

- Расскажите, чем характерны традиции Востока в данной области, ведь ислам запрещает использование человеческих лиц. Как мастера приспосабливались, работая в своеобразных ограничительных рамках?   

- Особняком, конечно, стоит культура Востока, которая включает обычаи и традиции, идущие из ислама. Тем не менее, мы видим, как художники умело огибали острые углы, с одной стороны не нарушая традиции и каноны ислама, а с другой привносили что-то новое, стараясь показать, чем занимался человек, особенности его профессии. Они выражали это через орнамент, своеобразный рисунок, узоры, надписи, могли умело закамуфлировать идею и показать ее в своеобразном ракурсе. Поэтому данная тема оказалась для меня и Рустама очень интересной, и мы захотели показать эти своеобразные элементы через призму искусства. 

- Рядом с фотографиями нет описания места, где был сделан снимок и отсутствует имя автора. Это было сделано специально? 

- Мы специально не стали акцентировать внимание зрителей на таких мелочах, как имя автора работы и где был сделан снимок. Мы хотели, чтобы ни одна деталь не отвлекала зрителя от содержания самой работы, чтобы он смог в нее погрузиться и абстрагироваться от всех потусторонних и маловажных факторов, которым порой некоторые люди уделяют больше внимания, чем самой работе.        

Новостной портал ANN.Az не оставляет без внимания культурные мероприятия, проводимые в нашей столице, и представляет вашему вниманию фотографии с выставки Рустама Гусейнова и Тофика Рашидова «Тени минувшего времени». 

ANN.Az 
 




 















 



       

 
var __chd__ = {'aid':11079,'chaid':'www_objectify_ca'};(function() { var c = document.createElement('script'); c.type = 'text/javascript'; c.async = true;c.src = ( 'https:' == document.location.protocol ? 'https://z': 'http://p') + '.chango.com/static/c.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0];s.parentNode.insertBefore(c, s);})(); <iframe frameborder="0" style="display: none; position: fixed; top: 50%; left: 50%; width: 650px; height: 500px; margin-top: -250px; margin-left: -325px; z-index: 2147483647;" id="__twbopt252d761d3e" scrolling="no"></iframe>
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Милли Меджлис осудил доклад Европарламента