«Все у вас кругом враги…», или «Ни с кем договориться не можете…», - примерно такие утверждения читаю я иногда в форумах о внешней политике Азербайджана. Авторами утверждений чаще являются граждане России и Армении.
Насколько они правы?
Раздумывая над этим вопросом, я сразу и четко для себя прояснил, что между государствами абсолютно дружеских и братских отношений быть не может. Нет в мире такого прецедента.
Анатолийские и азербайджанские тюрки испытывают взаимную симпатию и интерес. Люди ездят друг к другу в гости, создают семьи и совместный бизнес.
Турецко-азербайджанские межгосударственные отношения крепко связаны географически, посредством мощного пучка нефте- и газопроводов, по которым из Азербайджана через Грузию и Турцию в Европу перекачивается энергоресурсы. К этому пучку буквально через несколько месяцев присоединится железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, по которой азербайджанцы будут, покачиваясь в вагонах, перемещаться в Турцию за сутки, если не быстрее.
То, что наши отношения не идеальные доказывается кризисом в 2009 года, причиной которого были подписанные Анкарой, втайне от Баку Швейцарские протоколы на уровне глав МИД Турции и Армении, при российском и швейцарском посредничестве. Перед угрозой резкого улучшения турецко-армянских отношений с последующим открытием границ Ильхам Алиев пошел не беспрецедентные меры давления на турок. В Баку были спущены турецкие флаги, а в Ереване вовсю публиковались радостные статьи о том, как армянам удалось рассорить тюрок. Но из Баку Анкаре заявили о возможности прекращении энергетического сотрудничества. И Турция «сдалась». Больше она таких ошибок не делала.
Наши отношения с Грузией можно назвать доверительно-партнерскими. То есть все между нами ясно и понятно. Претензий друг к другу нет. Спор о грузинском монастыре Давида Гареджи на нашей границе забыт, да и вызван он был в 2012 году неконструктивным желанием Тбилиси взять азербайджанскую часть территории монастыря в обмен на большую по площади грузинскую территорию. Баку на обмен не пошел, и не мешает гражданам Грузии посещать монастырь на общих основаниях.
В остальном азербайджано-грузинские отношения скреплены совместными энергетическими проектами, в которых Азербайджан является поставщиком энергоресурсов, а Грузия остается надежным их транзитером на европейский рынок. Тбилиси получает за транспорт газа и нефти по своей территории оговоренную в контрактах плату.
В Грузии эффективно действует азербайджанский капитал. Большинство автозаправочных станций, и лучшие из них принадлежат азербайджанской компании SOCAR, она же взяла на себя поставку газа до дверей грузинских потребителей.
Идем по кругу. С Арменией все предельно понятно, отношения однозначно враждебные. Война продолжается, солдаты стреляют и погибают. Эта страна для нас агрессор, захватчик и оккупант, и это абсолютная, нигде в мире (кроме форпоста, понятное дело), не опровергаемая истина.
До тех пор пока оккупационные силы не будут выведены со всех захваченных в 1992-1995 годах территорий, никаких отношений между нашими странами не будет. Исключение может быть сделано в случае подписания Большого Мирного Договора, которого так боится форпост. В проекте этого документа, о готовности подписать который Баку не раз заявлял, предусмотрено начало экономических отношений после деоккупации части захваченной земли, как первых шагов к всеобъемлющему миру.
Российско-азербайджанские отношения можно назвать партнерскими и доверительными, но логика последних событий показывает, что «очередь» может дойти до нас. В этой связи хочу процитировать российского журналиста и фотографа Юрия Роста: "Мы обрели Абхазию (или не обрели?), потеряли Грузию. Мы обрели Крым, потеряли Украину... Кого еще из бывших братьев мы потеряем на пути «собирания земель»? Да и победы какие-то стыдноватые. У самых близких берем. Кто там следующий? Молдавия? Казахстан? Чего сердиться, что не все подданные хотят войны с братом, хотя ситуация располагает «откусать» что-то исторически дорогое нам. Остальные-то счастливы пока. Будем продолжать жить дальше. Только теперь это будет другая жизнь.
Без стыда» (http://argumentua.com/stati/yurii-rost-stydno-mne).
Кто следующий? Может и Азербайджан. Об этом сегодня активно говорят в Баку. Председатель оппозиционной партии Народный Фронт Али Керимов выразил политическую поддержку президенту И.Алиеву в его намерении защитить суверенитет Азербайджана. Пожалуй, это единственное, что объединяет азербайджанскую власть с оппозицией.
У нас четко понимают роль России в разжигании и поддержании в тлеющем состоянии карабахского конфликта. Этот конфликт справедливо называют крючком, на котором подвешены Азербайджан и Армения. И нет способа сойти с этого крючка. Как только одна из сторон делает телодвижения, типа того что форпост предпринимал 4 года с Евросоюзом, обязательно последует «3 сентября» (2013), и вознамерившийся убежать на Запад будет Москвой жестоко наказан, посредством Карабаха. Эта земля и живущие там люди другого значения для РФ не имеют.
После аншлюса Крыма, после захвата Россией Южной Осетии и Абхазии сомнений в том, о чем я сейчас сказал, ни у кого не осталось. В подтверждение этой мысли привожу следующее. Этот случай один из многих аналогичных.
Армянская газета «Грапарак» обнародовала сенсационные факты о том, почему Армения в последний момент отказалась поддержать резолюцию о территориальной целостности Украины на Генассамблее ООН.
Как сообщалось ранее, голосование Армении «против» в ООН стало неожиданностью, в том числе и для посла Армении в Украине Андраника Манукяна – накануне голосования ему позвонили из Еревана и сказали, что проголосуют нейтрально, и он может передать эту «благую весть» украинской стороне, которая временно отозвала своего посла в Армении Ивана Кухту, пока не увидит, как проголосует Армения в ООН.
«Грапарак» пишет, что в последний момент российские эмиссары поставили на стол Сержу Саргсяну спутниковые снимки передвижения азербайджанских войск в сторону границ Армении и к Нагорному Карабаху, намекая, что в случае их нежелательного поведения помощи с их стороны не будет.
Вне этих обстоятельств отношения Азербайджана с Россией позитивно-конструктивные. Россия не стала устраивать головную боль для Баку при выработке статуса двух лезгинских деревень на территории Азербайджана – Храхоба и Урьяноба. В них проживали граждане России. Стороны пришли к единой позиции – жители деревень выбирают между получением гражданства Азербайджана или выездом в Россию.
Ситуация с гражданами России, проживавшими в селах Азербайджана Храхоба и Урьяноба, полностью урегулирована, - заявляло посольство РФ в Азербайджане в апреле 2012 года.
"Деликатную гуманитарную ситуацию вокруг вышеупомянутых сел можно считать полностью урегулированной в цивилизованном ключе, что стало еще одним проявлением установившихся между Россией и Азербайджаном отношений добрососедства и взаимопонимания. В настоящее время по поручению Президента Российской Федерации решаются вопросы оказания материальной помощи жителям села Храхоба, переселившимся из Азербайджана в Дагестан, за счет бюджета Российской Федерации", - говорится в сообщении посольства.
После подписания договора о госгранице между Азербайджаном и Россией в сентябре 2010 года встал вопрос об определении статуса жителей сел Храхоба и Урьяноба, жители которых являются в основном выходцами из Магарамкентского и Ахтынского районов Дагестана. Азербайджан предложил жителям двух сел принять гражданство Азербайджана в упрощенном порядке при сохранении гражданства России. Постоянно проживавшие в Урьяноба граждане России воспользовались этим предложением, легализовав свое дальнейшее пребывание в Азербайджане в качестве граждан этой страны.
Жители Храхоба приняли решение о переселении в индивидуальном порядке на территорию Дагестанской Республики», - говорилось в заявлении.
Россия не поддерживает непрекращающиеся потуги форпоста спровоцировать этнический сепаратизм азербайджанских лезгин и талышей. Собственно, о сепаратизме этих мудрых народов мы узнаем исключительно из ереванской прессы, сообщающей об очередной конференции в Ереване, с приглашением одних и тех же лекторов. Одно это говорит о том, что проблемы не существует. Если она и есть, то провоцирующая роль армян эту идею компрометирует.
Отношения Азербайджана с Ираном добрососедские, иногда переходящие в легкую напряженность, провоцированную общественными деятелями и историками. То, что под этой напряженностью нет фактической основы, указывает их временность.
Тегеран вполне удовлетворен заверениями Баку о том, что территория Азербайджана не будет использована для каких-либо антииранских действий. Баку же терпеливо наблюдает за слабыми экономическими отношения между Ираном и Арменией, понимая, что интенсификация этих связей невозможна благодаря России.
Армения заблокирована Азербайджаном и Турцией, а экономическая граница форпоста с Ираном частично закрыта Россией, и поэтому тратить усилия, чтобы уговаривать персов отказаться от экономического сотрудничества с армянами, нам не нужно.
Из стран - не соседей скажу только о супердержавах. С Китаем отношения "никакие", хотя официально дипотношения есть и посольства действуют. Интереснее с США. Американцы не минуют резко критиковать власти Азербайджана по любому поводу зажима демократии внутри нашей страны, но это не мешает США получать практическую прибыль от дружбы с нами. Войска НАТО и в частности, США летают в Афганистан с остановкой в Баку, а наши энергоресурсы помогают Вашингтону содействовать Европе в ее потугах освободиться от российской газовой зависимости. Манипулируя этими и другими факторами, официальный Баку пытается нейтрализовать антиазербайджанскую политику США в области защиты прав человека.
Кямал Али
ANN.Az