Интервью ANN.az с директором Центра стратегической этнографии, главой комитета по межэтническому взаимодействию Общественной палаты Санкт-Петербурга, российским политологом Виталием Трофимов-Трофимовым:
- Межнациональное напряжение в РФ, частности, в крупных Москве и Питере, судя по сообщениям, все еще имеет место быть. Хотелось бы услышать Вашу оценку сложившейся ситуации.
- Напряженность в крупных городах России действительно высока, однако в ней имеет место как объективная, так и субъективная сторона. При этом, чем значимее становится субъективная сторона в конфликте, тем быстрее ухудшается межнациональная ситуация.
Например, во время празднования Курбан-байрам в Петербурге, националисты разыграли самый настоящий спектакль. Один из лидеров националистов Николай Бондарик на своей интернет-странице сообщил о ранении азиатом «простого русского парня» с пометкой «Курбан-байрам. Первая кровь пролилась». Позже выяснилось, что Бондарик и «русский парень» Волков были знакомы и даже накануне мусульманского праздника договорились инсценировать нападение.
Это очень показательный случай. Более того, во многом он типовый. Нельзя сделать политическую карьеру на обычном бытовом раздражении, однако ее очень просто построить на ненависти. И если поводов для этого мигранты сами по себе не дают, их необходимо создавать самим. Так думают многие, но некоторые не только так думают, но и поступают.
- Определенная часть мигрантов уже покинула РФ. Как считаете, лозунг "Россия для русских" реально претворить в жизнь в ближайшее время?
- То, что начались рейды по выявлению и высылке мигрантов, мне кажется, это временная мера. Есть определенные требования экономики и инфраструктуры, в рамках которых без мигрантов не обойтись. Многие понимают, что лозунг «Россия для русских» для них означает стремительный рост цен на жилье, продукты питания, одежду, поэтому силам, продвигающим этот лозунг, всегда будут оказываться сопротивление в разных социальных слоях.
- Нет ли ощущения, что межнациональное напряжение кем-то подогревается и выгодно определенным силам, или Вы считаете его совершенно стихийным?
- В такой ситуации очень хорошо подходит латинский правовой принцип «Quid prodest». Как только мы начнем искать, кому выгодны события в Бирюлеве, мы сталкиваемся не только с конфликтом элит, где интересы старомосковской элиты, сконцентрированной вокруг мэра, сталкиваются с интересами «силовиков», стоящих за овощебазой, но и с интересами крупного бизнеса. Собянин уже озвучил его позицию: вместо овощных баз будут построены три логистических центра. В Москве за последние годы было закрыто около 30 крупных рынков, на их месте уже растут новые гипермаркеты, земля распределяется под новостройки. А это деньги, бюджет, откаты.
Косвенно на то, что ситуация в Бирюлево был инспирирована, указывают и другие факторы. Например, непропорциональное освещение событий в СМИ, то, что конфликт произошел в одном из наиболее «русских» районов Москвы.
- Как скоро нормализуется ситуация? Зависит ли это от приговора Орхану Зейналову, осужденному за убийство Егора Щербакова?
- Приговор, конечно же, успокоит общественность, но не надолго. До тех пор, пока власти закрывают глаза на деятельность радикальных националистов и без должной тщательности расследуют их акции, те будут постоянно требовать новых жертв и провоцировать конфликты с участием «простых русских парней», которые практически всегда на поверку оказываются либо националистами, либо футбольными фанатами. Так было с Егором Свиридовым, Максимом Сычевым, Андреем Урюпиным и другими.
- Каким Вы в целом видите дальнейшее развитие ситуации, связанной с межнациональным напряжением?
- Несмотря на распространенное мнение, будто межнациональная ситуация ухудшается, с фактической точки зрения она сохраняет значительную стабильность. Есть моменты, когда ситуация обостряется, бывают времена затишья, но в целом количество жертв и сообщений в СМИ о межнациональной напряженности остается таким же.
Единственное, что может изменить эту ситуацию в худшую сторону – резкое ухудшение или улучшение экономической ситуации. В первом случае значительное количество русского населения окажется за чертой бедности и будет вынуждено на самом деле конкурировать с организованным и сплоченным сообществом выходцев из Средней Азии, которые заняли нижние этажи в экономической системе и не собираются уступать их обратно. Во втором – резкий рост благосостояния будет требовать создание новых предприятий, открытия новых вакансий, новые стройки, а значит – привлечение мигрантов в еще большем количестве. Однако пока ничто экономический кризис или рост не предвещает, и борьба с мигрантами выглядит как рискованная игра в патриотизм. Так что в этом отношении межнациональные отношения выглядят значительно более стабильными, чем их обычно рисуют СМИ.
Гамид Гамидов