Не так давно Зал камерной и органной музыки, который располагается в бывшем католическом храме Кирхе, был отреставрирован и теперь любители музыки могут снова наслаждаться ее звучанием.
Зал очень уютный, с большими окнами и высоким потолком, с массивными люстрами, со скамьями, вместо кресел. Акустика прекрасная. Здесь неважно, где ты сидишь впереди или сзади, слышно превосходно. На концертах освещается только сцена с музыкантами, чтобы все внимание слушателей было направлено именно на них.
Многие концерты, если не сказать почти все, проходят абсолютно бесплатно. Публика самая разная. Здесь и старушки, и женщины бальзаковского возраста, и молодые ребята, девушки и, конечно, студенты музыкальных школ, училищ и музыкальной Академии.
Один раз в месяц на сцене Зала камерной и органной музыки выступает фортепианное трио в составе заслуженных артистов Азербайджана Наргиз Алияровой (фортепиано), Тофхы Бабаевой( скрипка) и Сабины Ибрагимовой( виолончель). На каждый свой концерт они тщательно подбирают репертуар, в который входят классические произведения старинных, западных, русских композиторов, а также и наших азербайджанских. Чтобы слушателям было интересно артисты трио приглашают какого - нибудь солиста. В этот раз это была органистка Расима Бабаева.
Концерт начался с произведений Франца Йозефа Гайдна гениального австрийского композитора ХVIII века, представителя венской классической школы. Произведение, которое исполняли музыканты состояло из трех частей.
Первая часть началась тихо, потом громче, громче и снова тихо. Слышался перелив звуков. Мелодия была то нежная, то страстная. Играли все вместе, но скрипка Тофхы Бабаевой выделялась своей страстностью и бурей эмоций. Виолончель звучала в такт с переливами звуков фортепиано и сливалась на высокой ноте со скрипкой.
Вторая часть была нежная, ласковая, постепенно заполнившая весь зал и сердца слушателей, которые не отрывали глаз от великолепного трио исполнителей классической музыки. Звучала небесная, восхитительная музыка и казалось, что вы очутились на природе и лежите на огромном поле с цветами и следите за проплывающими по небу облаками.
Скрипка была королевой. Из-под ее смычка вылетали" бабочки" и кружились над нашими головами, как бы приглашая нас взмыться ввысь с ними под эти волшебные и чарующие звуки.
Третья часть оказалась живой, озорной, веселой. Как будто вы бежали по ступенькам вниз то быстро, то медленно, то громко, то тихо. Эта мелодия была похожа на танец детей, которые взялись за руки и кружились, смеясь до тех пор, пока не закружиться голова. События сменялись быстро: то вы бежали, то танцевали, то кружились, то хохотали до слез.
Зал встретил бурными аплодисментами окончание произведения Гайдна. Благодарили музыкантов и отдавали дань уважения самому композитору.
Затем на сцену вышла органистка Расима Бабаева и исполнила хоральные прелюдии Иоганна Себастьяна Баха немецкого композитора и органиста-виртуоза XVII-XVIII веков, представителя эпохи барокко.
Вступление было бурным, громким. Затем зазвучала тихая, спокойная музыка. Сначала орган, как бы взорвался, а потом тихо запел.
Теперь на сцену вышла Тофха Бабаева. И они вместе с Расимой Бабаевой исполнили музыку старинных композиторов. Это были произведения немецкого композитора, представителя сентимен тализма Иоганна Адольфа Гассе, австрийского композитора классической эпохи Кристофа Виллибальда Глюка, французского композитора эпохи барокко Жана-Филиппа
Рамо и виртуозного голландского басового скрипача и композитора Виллема де Феша. Их произведения специально написаны для трио-фортепиано, скрипки и виолончели, которые называются трио-сонаты.
Орган со скрипкой звучали в унисон. Музыка была легкой и воздушной.
С первыми звуками, зазвучавшими со сцены , мы как будто оказались на балу в зале какого то вельможи, где гости в старинных камзолах и тяжелых бархатных платьях танцевали, держась за руки, грациозно приседая и томно опуская глаза.
Второе произведение было живым и задорным. Танцоры подпрыгивали и поднимали вверх своих партнерш, держа их за талию.
Третья мелодия была похожа на свидание влюбленных. То они бурно выражали свою любовь, то просто шли, держась за руки, слушая тихое умиротворенное биение своих сердец. То опять страстно клялись в вечной любви.
Затем на сцену вышла пианистка профессор Бакинской музыкальной академии Наргиз Алиярова, которая исполнила 3 пьесы русского композитора Сергея Рахманинова.
Наргиз ханум играла с душой, отточено, четко, ведь она профи и виртуоз исполнения классических произведений . Звуки, вылетающие из-под ее пальцев, наполняли зал и поднимались над нашими головами, как бы окутывая нас своей теплотой. А закончила свое выступление Алиярова печальной, но с экспрессией пьесой Рахманинова "Элегия".
Затем на сцену поднялись все участницы фортепианного трио и исполнили произведение нашего азербайджанского композитора Октая Зульфугарова.
Здесь солировала виолончель Сабины Ибрагимовой. Нежная, мягкая, восточная мелодия, в которой чувствовался азербайджанский национальный колорит. Затем виолончель слилась воедино со скрипкой и фортепиано - это был триумф азербайджанской музыки, такой любимой и близкой, которая наполнила наши сердца гордостью за нашу страну и за то , что у нас есть такие гениальные композиторы и исполнители.
Музыкальное произведение "Мечты"Роберта Шумана, немецкого композитора эпохи романтизма, было строгим, здесь мягкий Восток сменил Запад.
И закончили свое выступление музыканты произведением французского композитора импрессиониста Клода Дебюсси "Кукольный кэк-уок", в котором музыка была озорной, веселой, как будто здесь играли дети. Они бегали друг за другом, дразнились, ссорились и мирились .Столько много было в этом произведении детского и непосредственного, что финал был триумфным. Люди долго аплодировали исполнителям и не отпускали их.
Произведения мировых классиков всегда актуальны и востребованы. Они звучат свежо, ново и модно даже по прошествии трех веков.
ANN.Az