Айдын Балаев,
доктор исторических наук
доктор исторических наук
Автором представленной на ваше внимание статьи «Кавказская конфедерация и армяне» является один из известных представителей кавказской эмиграции в 20-30-х гг. прошлого столетия Гейдар Баммат (1890-1965). Следует признать, что, будучи одним из лидеров правой кавказской эмиграции, Г. Баммат был достаточно противоречивой фигурой.
С одной стороны, он последовательно выступал за независимость кавказских народов и за скорейшее освобождение региона от русской оккупации. Но при этом реальные действия Г. Баммата зачастую не соответствовали декларируемым им идеям. Так, ратуя за создание единого фронта всех без исключения кавказских народов в борьбе против русского большевизма, Г. Баммат не редко сам оказывался катализатором усугубления противоречий и расхождений внутри кавказской эмиграции. В частности, возглавляемый им журнал «Кавказ» (1934-1939), по сути, объявил настоящую информационную и идеологическую войну прометееевскому движению, куда входили грузинские меньшевики, «Мусавата» и представители левого фланга северокавказской эмиграции. Тем самым, независимо от субъективных устремлений Г. Баммата, подобными своими действиями он объективно облегчал задачу советского режима по нейтрализации кавказской эмиграции. Тем не менее, данная статья Г. Баммата, посвященная позиции армянских политиков в общекавказских вопросах и их отношению к соседним народам, не потеряла свою актуальность и значимость по сей день. Хотя она и была опубликована в далеком 1934 году. Читаю эту статью Г. Баммата, в очередной раз убеждаешься в том, что история так и ничему научила армянских политиков. По-прежнему, армянские политики предпочитают быть форпостами тех или иных «центров сил», поскольку путь обеспечения счастья и благополучия собственного народа они видят не в налаживании нормальных и взаимовыгодных отношений с непосредственными соседями, а в поддержке далеких от региона мировых держав.
Кавказская конфедерация и армяне
Наше поколение живет в суровую эпоху истории. Нам довелось быть свидетелями и участниками великих войн и революций; мы присутствовали при крушении могущественных империй; нашим народам, вовлеченным в круговорот мировых событий, пришлось пройти через горнило жестоких испытаний. На долю армянского народа в частности выпали исключительные страдания… Позиция занятая во время первой мировой войны политическими вождями армянского народа и участие нерегулярных армянских формирований в рядах русской и союзных армий – привели, частью, к уничтожению, частью к рассеянию по всему свету армянского населения восточных турецких вилайетов и к окончательному уничтожению в Турции политического и экономического значения армянской буржуазии, игравшей там некогда видную роль.
Возложив все свои надежды на победу держав согласия и уничтожение турецкого владычество на исторических территориях Великой и Малой Армении, руководящие армянские круги, в момент торжества союзников, конечно, не были склонны придавать большого значения новым государственным образованиям на Кавказе и связывать с ними свою судьбу.
Мысля себя в орбите держав-победительниц и свято веря расточавшимся им во время войны торжественным обещаниям, армяне видели Будущий экономический и политический центр возрожденной Армении значительнее южнее… Поворачиваясь таким образом спиной к Кавказу и стремясь возможно большему округлению своих кавказских границ, они исходили из предположения, что дальнейшие пути кавказских народов решительно разошлись…
Неисчислимые жертвы, принесенные армянским народом делу национального возрождения, оказались тщетными. Головокружительные мечты о создании Великой Армении от Трапезунда до Александреты рассеялись, как дым. После пьянящих дней Севрского трактата наступили суровые будни Лозаннского договора…
На страшном опыте познал армянский народ цену формальных обязательств и торжественных обещаний Великих Держав…
С другой стороны, Карский договор и установившаяся после него тесная политическая дружба между Москвой и Анкарой ярко продемонстрировали всю иллюзорность надежд, возлагавшихся некоторыми армянскими кругами на утверждение Советской власти на Кавказе…
Роль Кавказской Армении в качестве плацдарма для всех наступательных операций России в глубь Анатолии была слишком значительной… В этом отношении делавшиеся Турцией армянам во II половине XIX века, упреки в том, что она служит проискам русской экспансии на Востоке, не были лишены основания. Первая мировая война показала, до какой степени жертвенности в этом отношении был способен дойти армянский народ.
Дело было, конечно, не в какой-то особенной любви армян к России. Брак Армении с Россией был браком не по любви, а по расчету. Армяне верили в содействие русской дипломатии и русского оружия делу осуществления их национального идеала. Расчет этот оказался ошибочным. За эту роковую ошибку армянский народ заплатил дорогой ценой. Еще одна кровавая страница армянской истории закрыта.
Найдутся ли среди ответственных армянских деятелей мужественные люди, способные бестрепетно взглянуть в глаза суровой действительности и сказать своему народу горькую правду?
Руководящие силы армянского народа должны признать, что политическим концепциям, так сильно преувеличивавшим роль далеких иностранных факторов и недостаточно учитывавшим значение дружественных отношений с непосредственными соседями жизнь нанесла сокрушительный удар. Необходимость коренной переоценки ценностей и решительного отказа от старых политических путей, заведших армянский народ в трагический тупик, не может не сознаваться армянскими патриотами, озабоченными судьбами своей Родины. В изменившейся коренным образом исторической среде необходимо найти в себе мужество освободиться от опасного гипноза печальных призраков прошлого.
К стоящим перед нами вопросам мы должны подойти с ясной мыслью и твердой волей строить новую жизнь на реальных данных сегодняшнего дня, а не на нездоровых пережитках канувшей в вечность исторической эпохи.
Мы надеемся, что резвый анализ всех факторов международного порядка и внимательное изучение обстановки, сложившейся за годы советского владычества на местах, продиктуют наиболее чутким элементам армянской общественности, окончательно повернутся лицом к Кавказу и принять лояльное участие в усилиях, направленных к созданию Кавказской Конфедерации.
По совести, другого выхода отвечающего интересам армян и способного примирить и объединить их интересы с интересами других кавказских народов, мы не видим. Армянам не следует также упускать из виду, что для их кавказских соседей твердо и окончательно ставших на путь политической независимости Кавказа никакие территориальные конфликты с Турцией не мыслимы.
Армянам, думается нам, не мешает серьезно задуматься также над тем, что их отсутствие в работе направленной к освобождению Кавказа, их отчужденность от политической активности кавказской эмиграции, может быть истолкована и толкуется многими как новая ставка на Россию и отталкивание от политических устремлений их кавказских соседей.
«Кавказ», 1934, № 4, апрель.
www.ann.az
Следите за нами в социальных сетях !