Нигяр Фамильсой: «Живописцу не следует замыкаться в себе» - ИНТЕРВЬЮ

10:00 | 10.05.2016
Нигяр Фамильсой: «Живописцу не следует замыкаться в себе» - ИНТЕРВЬЮ

Нигяр Фамильсой: «Живописцу не следует замыкаться в себе» - ИНТЕРВЬЮ

Рустам Гасымов 

«Человека можно научить рисовать, но сделать из него художника – невозможно»

Не зря говорят, что человек добивается успеха и работает с удовольствием, когда занимается любимым делом. Человек может годами работать в сфере, к которой у него не лежит душа, и не получать морального удовлетворения. Однако, стоит ему найти свой путь, любимую сферу деятельности, как работа становится не в тягость, а в радость. Именно, находясь на таких поворотных жизненных этапах, он может найти свое призвание, когда хобби становится смыслом его жизни. Эти слова как нельзя лучше подходят к нашей сегодняшней собеседнице, которая, будучи по профессии бухгалтером, нашла себя именно в живописи, что серьезно изменило ее жизнь. Представляем вашему вниманию интервью ANN.Az с молодой азербайджанской художницей Нигяр Фамильсой.  

- Нигяр, как получилось, что Вы поступили в экономический университет? 

- Несмотря на то, что я с детства проявляла интерес к искусству в целом, и к живописи в частности, мне хотелось независимости в материальном плане, наверное, многие девушки к этому стремятся (смеется). В какой-то момент я подумала, что нужно выбрать хорошо оплачиваемую работу, а художество оставить как хобби, ведь творчеством не всегда можно себя обеспечить. Однако, вскоре я поняла, что не могу пойти против своей природы и заниматься счетами, отсчетами и прочем – не мое (улыбается).   

- Kогда Вы поняли, что экономика это не совсем то, чем Вам хотелось заниматься? 

- Это произошло буквально после поступления в Азербайджанский Государственный Экономический Университет, в результате чего я перевелась с очного обучения на заочное. Я почувствовала большую тягу к живописи. Моим первым педагогом стала азербайджанская художница театра пантомимы Санубер Самедова, которая обучила меня академическому рисунку, заложив фундамент долгой лестницы изобразительного искусства, по которой я поднимаюсь каждый день, покоряя новые ступеньки (улыбается). Конечно, можно всю жизнь подниматься к вершине, но главное – не останавливаться. 

- Однако, Ваше увлечение живописью началось намного раньше…

- Любовь к рисованию у меня идёт с детства. Будучи ребенком, я могла посвящать часы этому любимому делу. Однако, после занятий с педагогом я стала быстро прогрессировать. Спустя время меня взяли на работу в качестве иллюстратора в издательство «Чашыоглу», где я хорошо освоила специальные компьютерные программы, используемые для иллюстрирования. Однако, мне больше хотелось рисовать руками, ведь программа ограничивает твою деятельность определенными рамками. 


- Как Вы попали в «EmArt studio» Эмина Гахраманова и как обучение там помогло Вам освоить азы живописи?  

- Стремясь улучшить имеющиеся навыки письма, я записалась в «EmArt studio» известного азербайджанского художника Эмина Гахраманова, куда меня привели друзья. Обучение в студии Эмина стало для меня большой школой, серьёзным шагом вперед. Именно там я решила, что стану художником и хочу связать свою жизнь с изобразительным искусством. Отмечу, что после окончания университета, я полностью сконцентрировалась на художестве и стала посвящать ему все свое время.  

Моим первым педагогом в студии стал Эмин Гахраманов, которому я очень благодарна. Именно он помог мне морально, буквально заставляя быть смелее и не бояться экспериментировать, работать, писать, вторить. Эмин хороший психолог, умеющий находить индивидуальный подход к каждому отдельному ученику. Например, в моем случае он подталкивал меня преодолевать трудности самостоятельно. Поначалу, мне было сложно, и такой подход казался немного странным. Однако, спустя время, я поняла, что такая методика обучения пошла мне на пользу. Чем больше он на меня давил, тем больше я развивалась. Он создал все условия, чтобы я смогла раскрыться, проявить свой потенциал и выплеснуть свою внутреннюю энергию. Поэтому Эмина я могу с уверенностью назвать своим духовным наставником…. Считаю, что именно моральной поддержке и вере в себя стоит отдать первостепенное место, ведь технические аспекты – это дело наживное (улыбается). Отмечу, что это касается не только живописи, но всей нашей жизни. Если чего-то хочешь добиться, нужно идти вперед уверенными шагами к поставленной цели. Взлеты и падения, ошибки и успехи – это неоценимый полезный опыт… 


- А что касается технической подготовки? 

- В техническом плане я многому научилась у Зохраба Джаббарова, особенно технике акварели, так как он считается одним из лучших акварелистов. Однако, особенность моего характера состоит в том, что даже техническую помощь мне хочется получить теоретически, но самой применить на практике полученные знания. Педагог может помочь, но, по моему убеждению, пройти путь человек должен самостоятельно. Конечно, в этом случае хороший результат заставляет себя подождать, зато он является твоей заслугой. В таком случае получаемые плоды доставляют тебе большее удовольствие. Когда я пишу картину самостоятельно, и педагога нет рядом, мне приходится самой находить выход из сложных ситуаций, возникающих в процессе творчества. Возможно, на это уходит больше времени, возможно, я сталкиваюсь со сложностями, зато это результат моих стараний (улыбается).   

- Когда Вы решили, что настало время обзавестись своей собственной мастерской?

- На определенном этапе творчества мне захотелось большей самостоятельности. Поэтому я решили снять небольшую мастерскую, которая находится недалеко от «EmArt studio», возможно, подсознательно это добавляет мне уверенности (смеется). Эту мастерскую мы делим вместе с моей подругой, художницей Ройей Гасановой. Работая вместе, мы разбиваем миф о том, что двое художников не могут сосуществовать в одной мастерской. Посмотрев наши картины, даже не специалисту видно, что наши стили сильно отличаются…  


- Давайте перейдем непосредственно к Вашему творчеству. Смотря на Ваши картины не сложно заменить, что Вы часто изображаете детей. Почему? 

- Не знаю почему, но рисовать детей мне очень нравится. Однако, мои герои – это дети, растущие на улице, сироты, обескровленные и обездоленные. Мне даже хочется сделать проект, посвященный голодающим детям Африки, показать, с какими сложностями приходится сталкиваться малышам, некоторые из которых находятся в дистрофическом состоянии, умирая либо от голода, либо от болезней. Это тема трогает меня за живое, заставляет переживать, проявлять сострадание, поэтому мне, как художнику, хочется помочь этим малышам. Каждый раз, думая об этих детях, наши повседневные проблемы кажутся мне пустяками. Поэтому посвятить серию своих картин этим детям я считаю своим долгом. Думаю, отправить эти рисунки в международные организации, занимающиеся подобными проблемами, чтобы общими усилиями спасти тысячи жизней погибающих детей… 


- Каждый персонаж на Ваших картинах изображен в различных эмоциональных состояниях, благодаря чему они производят сильное впечатление на зрителей. Вам нравится изображать человеческие эмоции? 

- Меня всегда впечатляют лица и эмоции людей, которые я стараюсь перенести на холст или на бумагу. Во время написания картин я словно сама переживаю эмоции своих персонажей, поэтому они получаются реалистичными. У каждого моего героя выразительные лица. Эмоции, которые они переживают, читаемы и понятны без слов. Главное для меня - показать внутренний мир людей, их чувства, настроения, переживания. Отмечу, что одно время я специально изучала физиогномику лица, чтобы с точностью переносить на холст те или иные эмоции. Я всегда стараюсь передать характер изображаемого человека, уделяя особое внимание глазам, не случайно считающимися зеркалом души, которые могут рассказать многое. Человек, смотрящий на картину, в первую очередь обращает внимание именно на глаза, их выражение, взгляд, а только потом на все остальное. Поэтому у своих персонажей я делаю главный акцент на выражении глаз!    

Будучи веселым и жизнерадостным человеком, не знаю почему, но мне нравится лирические персонажи, чувственные, проникновенные. Однако, исключением составляет национальная тематика. У них какая-то особая энергетика, в них чувствуется теплота и колорит Востока. Помимо детской серии, мне хочется создать ряд работ, посвященных национальной тематики, показать обычаи и традиции азербайджанского народа. Скажу больше, я даже вижу, какие картины войдут в эту серию.   


- Не менее эффектно смотрятся графические портреты. Чем Вас привлекает графический портретный жанр? 

- Начну с того, что портреты – один из моих самых любимых жанров изобразительного искусства. У меня прекрасная память на лица. Гуляя по городу, я всегда смотрю на прохожих, стараясь запомнить выражения их лиц, особенно, когда характер человека можно понять по внешнему облику человека, чтобы потом использовать эти воспоминания в творчестве.  

Каждый из моих знакомых, узнававших о том, что я пишу картины, сразу задавал мне следующий вопрос: «А ты сможешь нарисовать мой портрет?». Я поняла, что портреты не только представляют ценность в плане искусства, но и пользуются большим спросом у людей, так как многие в качестве презента часто заказывают именно портрет. Наверное, каждому человеку хотелось бы видеть дома свой портрет (улыбается).  
Сначала я писала только графические портреты, но потом стала экспериментировать, используя пастель, акварель, масло и т.д., благодаря чему освоила разные техники письма. Однако, единственный недостаток этого жанра, по моему мнению, состоит в том, что здесь тебе приходится работать в определённых рамках, ведь перед тобой стоит задача добиться максимального сходства с внешним обликом и внутренним миром изображаемого человека. Несмотря на это, данный жанр занимает особое место в моем творчестве. 


- Свои картины Вы пишите в основном акварелью. В чем на Ваш взгляд сильные и слабые стороны этой краски по сравнению с маслом? 

- Сложность акварели состоит в том, что она не терпит ошибок. Если при работе с маслом тебе не понравился какой-то элемент, ты можешь неоднократно его переделывать. Масло позволяет тебе варьировать во время работы, изменять сюжет в зависимости от ситуации, если у тебя не получается первоначальная задумка. Такой возможности при работе с акварелью у тебя нет (улыбается). Однако, именно в этом случае ты можешь почувствовать душевную легкость и непринужденность, ведь работа, написанная акварелью, бывает готова буквально за 1-2 часа. В отличие от масла, при работе с акварелью, я не делаю заранее эскиз и какие-то наброски. Даже при совершении первых шагов знакомства с маслом мне хотелось писать без эскиза. Однако, мои педагоги всегда настаивали, что эскиз просто необходим, причем написанный не только карандашом, но и красками…  


Например, для работы с маслом мне нужно настроиться, обдумать заранее сюжет, подумать о разрешении сложных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе работы. Помимо этого, работа маслом занимает намного больше времени, нежели акварель. Главное преимущество масла – это неограниченные возможности. Мне даже сложно представить, насколько глубоко можно погрузиться, работая с маслом. Помимо этого, смешивание красок в акварели ухудшает цвет, поэтому там предпочтительно использовать чистые краски. Однако, этого нельзя сказать о масле, где благодаря смешению цветов можно получить удивительные оттенки. Поэтому твоя палитра и цветовой спектр нисколько не ограничены.   


- Творчеством, каких художников Вы восхищаетесь? 

- Изучая творчество всемирно-известных художников, не сложно заметить, что творческие искания у многих из них шли довольно бурно. Например, возьмем того же Пикассо, который был прекрасным реалистом, но вошел в историю, как основатель кубизма. В моем творчестве наблюдается аналогичное явление. Я устаю от однообразия, мне всегда интересно узнать что-от новое. Даже не зная, в какой манере я буду писать картины лет через пять, однако, сегодня мне нравятся импрессионисты. Особое впечатление на меня производит творчество Огюста Ренуара, но как личность мой кумир – Сальвадор Дали. Мне нравится философия этого человека, его принципы. Представьте себе, я перечитала все дневники мастера. Это человек-легенда. Сюрреалисты были и до и после него, но Дали знают абсолютно все, а остальных в большинстве случаев только специалисты, искусствоведы, художники и обычные любители искусства. Дали утверждал, что сюрреализм – это он сам, причем сильно в это верил, и его уверенность перешла и к другим людям, а это качество я очень ценю. В любой ситуации уверенность в собственных силах – это уже половина успеха.     


- Нигяр, как Вы относитесь к работе на свежем воздухе, и можно ли Вас назвать общительным человеком?    

- Иногда я предпочитаю работать в одиночестве и избегаю шумных компаний. Однако, моя близкая подруга Роя, с которой мы делим мастерскую, очень коммуникабельный человек. Именно благодаря ей, я стала более общительной. Присутствие этого качества у художника я считаю просто необходимым. Ведь благодаря общению мы знакомимся с новыми людьми, а каждый новый человек, входящий в нашу жизнь, привносит в нее что-то свое. А для этого живописцу не следует замыкаться в себе. Лучше быть энергичной творческой личностью. Такая черта характера мне очень импонирует, которую я стараюсь в себе воспитывать (улыбается).  

- Откуда Вы берете новые идеи для своих картин?

- Абсолютно во всем (улыбается). Художники делятся на две основные категории: первые любят заниматься творчеством в приподнятом настроении, в то время, как другим нравится писать во время грусти. Наверное, я отношусь ко второй группе…. Хорошие колоритные картины получаются, когда ты находишься под впечатлением, долго думаешь, переживаешь, размышляешь. В эти мгновения рождаются оригинальные идеи. Несмотря на то, что большинство моих работ получились спонтанно, в будущем я планирую реализовать серии работ, о которых говорила выше… 

Отмечу, что когда я готовлюсь к тематической выставке, то я заранее знаю, какой выберу сюжет. В остальных случаях, сюжет вырисовывается уже во время творческого процесса. Интересная особенность состоит в том, что, даже рисуя людей, мне хочется в сюжет вписать какое-то животное (улыбается). Наверное, это объясняется моей большой любовью к нашим братьям меньшим. Я даже думаю вступить в организацию «Greenpeace». 


- Отражаются ли погодные условия на Вашей работе? 

- Да! В хмурые и пасмурные дни картины получаются более темных тонов, немного грустные, лиричные. В ясные дни сюжеты более веселые. Скажу больше, не только погода, но и все происходящее вокруг напрямую находит отражение в моем творчестве. Все происходит независимо от меня, словно какая-то сила на подсознательном уровне управляет моей рукой и ведет кисть по холсту….  

- Однако, помимо живописи Вы также занимаетесь скульптурой… 

- Да! Свою первую работу я сделала еще во время обучения в студии Эмина Гахраманова, где преподаватель скульптуры Шахла ханум мне объяснила основные законы лепки и важные моменты, на которые необходимо обращать внимание в процессе творчества. По словам Шахлы ханум, созданная мною работа по своему уровню соответствовала скульптуре третьекурсника Академии художеств. Я была настолько рада, что по дороге домой попала на все радары (смеется). Эмоций была масса! После этого мне даже советовали серьезно заняться скульптурой и поступить на соответствующий факультет в Академии. Однако, попрактиковавшись, а также побывав в гостях у известного азербайджанского керамиста Мир Теймура Мамедова в его Центре керамики, я поняла, что скульптура и лепка, по моему мнению, это более мужское дело, ведь здесь нужны сильные пальцы и кисти, особенно при создании больших скульптур в человеческий рост. Однако, мне нравится развиваться всесторонне и не ограничивать свою деятельность строгими рамками. Поэтому, я приняла решение, что главным моим занятием была и остается живопись, а скульптура получила статус хобби, которой я занимаюсь на досуге для души. В основном – это небольшие статуэтки (улыбается).    


- Когда у горожан и гостей столицы появится возможность посетить персональную выставку Нигяр Фамильсой? 

- Мне бы очень хотелось провести свою выставку в Баку. Самоуверенность – это хорошее качество, но вместе с ней всегда должна быть самокритичность, которая не позволит тебе останавливаться и топтаться на месте. Я трезво смотрю на вещи, поэтому считаю, что сегодня я еще к этому не готова. Мне хочется выставить свои работы на суд зрителей, когда, учитывая мою самокритичность, я почувствую, что полностью готова. Мне хочется, чтобы мои работы находили отклики в сердцах людей, их узнавали благодаря моему почерку. Я не хочу провести вернисаж для галочки, а стремлюсь подойти основательно к этому вопросу и сделать выставку на более профессиональном уровне. Поэтому, сегодня я полностью посвящаю себе творчеству, чтобы выйти на качественно новый уровень. Главное – никогда не останавливаться на достигнутом.   

- И напоследок, Нигяр, как по-Вашему, быть художником – это призвание? 

- Только живопись максимально поднимает уровень адреналина в моей крови. Именно от творчества я получаю самые сильные эмоции. Занимаясь живописью более пяти лет, я придерживаюсь мнения, что человека можно научить рисовать, но сделать из него художника – невозможно.   
 
 

- Не поделитесь планами на будущее? 

- Моя главная цель на данный момент – поступить в Академию художеств, получить второе образование и получить право позиционировать себя, как профессиональный художник, а не просто любитель. Однако, наряду с живописью я собираюсь посещать уроки скульптуры. 

- Нигяр, спасибо Вам большое за интересную беседу. Мы Вам желаем творческих успехов, неиссякаемого вдохновения и выставок в самых престижных галереях и выставочных салонах мира. 

- Спасибо!

(Фотографии из архива Нигяр Фамильсой


 
 
 
 
 






















www.ann.az
0
Следите за нами в социальных сетях !

REKLAM

Лента новостей

Состоялось судебное заседание по делу Расула Джафарова