Представляем вашему вниманию речь первого заместителя помощника государственного секретаря по делам Южной и Центральной Азии Ричарда Хоугланда, опубликованную на сайте Государственного департамента США.
Поскольку мы продолжаем обсуждать региональные торгово-экономические вопросы, я бы хотел, прежде всего, поблагодарить посла Азербайджана в США Элина Сулейманова за организацию сегодняшнего круглого стола.
Это своевременная дискуссия, и я хочу использовать эту возможность, чтобы поделиться точкой зрения США касательно того, как торговля и транспорт развиваются в регионе. Я выскажу свои мысли по этому вопросу, а затем выступит мой коллега заместитель помощника госсекретаря господин Рубин.
Мы признаем, что страны Центральной Азии и Кавказа прилагают усилия для диверсификации торговых маршрутов, проходящих через Каспийское море в Турцию, а через нее в Европу.
Однако, для расширения потенциала региона как торгового коридора, страны данного региона должны работать вместе, чтобы ограничить задержки на границах и снизить транспортные расходы. Если мы рассмотрим данные, указанные в докладе «Doing Business» всемирного банка, чтобы узнать точное количество дней и расходов, связанных с импортом и экспортом контейнерных товаров, мы вряд ли найдем там явные примеры, показывающие попытки, предпринятые транзитными странами, направленные на упрощение торговли и транспорта между государствами. Однако, я считаю, что изменения в этой сфере уже имеются и они очень важны.
Мы видим строительство и расширение портовых сооружений в Казахстане и Туркменистане, что отражается на аналогичных строительствах, проводимых Азербайджаном в Каспийском море. Новые железнодорожные линии, связывающие Казахстан и Туркменистан начали прокладываться одновременно со строительством железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Мы уже видим преимущества железнодорожной линии, соединившей Узбекистан с Мазари-Шариф в Афганистане. Кроме этого, обратите внимание на планы Азиатского банка развития касательно стремительного развития железнодорожной линии, берущей свое начало в Туркменистане, проходящей через Афганистан, и направляющейся в Таджикистан, где Мазари-Шариф выступает в качестве перекрестной точки. Мы наблюдали, как казахская пшеница экспортируется не только на юг, в Афганистан, но и на запад через Каспийское море. Выбранный экспортный маршрут отличается своей скоростью и экономией.
Мы приветствуем дополнительные усилия стран региона по расширению региональной торговли и транспортировки, и мы призываем вас к более тесному сотрудничеству со своими соседями, чтобы разнообразить и расширить торговые и транспортные маршруты, которые способствуют экономического росту во всем регионе.
Для продвижения региональных связей, вы, наверно, слышали, что секретарь подчеркнул важность нашей инициативы по созданию нового Шелкового пути. Данная тема подчеркивалась в недавнем выступлении помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Ниша Десаи Бисвала.
Благодаря развитию региональной энергетической сети, улучшению торговых и транспортных связей, обтекаемых таможенных и пограничных процедур, и привлечения большего числа людей в развитие бизнес связей, инициатива создания нового Шелкового пути сможет обеспечить более стабильное, безопасное и процветающее будущее Афганистану и его соседям в Центральной и Южной Азии.
Мы наблюдали входящие и исходящие потоки товаров в Афганистан, проходящие через Северную распределительную сеть, которые также проходили транзитом через Центральную Азию и Кавказ. Этот опыт создает основу для развития коммерческих коридоров между Европой и Азией. Обновление транспортных соединений Восток-Запад через Каспийское море, а также транзитного коридора Север-Юг, идущего из Центральной в Южную Азии, облегчит и улучшит торговлю в данном регионе.
С целью расширения этих связей США поддерживают программу Центрально азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) под руководством Азиатского банка развития. Согласно данной программе, предусмотрено строительство или реконструкция около 7800 километров дорог и около 3800 км железнодорожных линий в регионе. В результате уже проделанной работы, мы увидели увеличение скорости транспортировки и ощутимого прогресса в сокращении расходов на пересечении региональных границ.
Благодаря помощи USAID, программе по международной борьбе с наркотиками, установления правопорядка и экспортного контроля и безопасности границ, пограничной службе и таможенной рабочей группе и других мер, США по-прежнему продолжает осуществлять деятельность, которая становится основой для установления и укрепления больших региональных связей. Наша поддержка Казахстана, Афганистана и других стран, стремящихся вступить во Всемирную торговую организацию, представляет собой особую ценность, которую мы видим в установлении глобальных стандартов торговли. Приграничное сотрудничество между пограничными и таможенными органами является областью, где мы должны сосредоточить наши усилия в ближайшем будущем, чтобы добиться нового успеха. По соображениям безопасности мы будем продолжать предлагать нашу поддержку в рамках совместных учебных программ, проводимых как в регионе, так и США. Наряду с этим, мы должны видеть сильную приверженность всех правительств в регионе осуществлять рациональные стандарты, которые уменьшают время и затраты на границах. Это реально осуществимо, однако, требует от правительств данных государств проявления политической воли.
Мы ценим роль наших партнеров в рассматриваемом регионе. Наряду с тем, что мы нацелены на усиление региональной торговли и экономического сотрудничества, мы должны также признать важную роль, которую играет Европейский Союз в данном регионе. Латвия, как нынешний председатель ЕС, сделала упор на углубление и развитие отношений ЕС и Центральной Азией, что является основным аспектом для развития торговли и транспортной системы. Мы признаем ценность дополнительных шагов. Например, соглашение по укреплению партнерских отношений и сотрудничества, подписанное в прошлом месяце в Брюсселе между Казахстаном и ЕС для расширения связей Центральной Азии с ее западными соседями.
Расширение Программы по управлению границами ЕС в Центральной Азии совпадает с нашими собственными двусторонними усилиями по упорядочению и совершенствованию пограничной и таможенной практики, а также наших коллективных усилий в рамках программы Азиатского банка развития ЦАРЭС, о которой я упоминал ранее. Все эти усилия направлены на увеличение возможности для расширения и диверсификации торговых потоков в рассматриваемом регионе.
Хотя мы обсуждаем торговые и транспортные связи Центральной Азии, проходящие через Кавказ и Турцию в Европу, я должен также упомянуть о двух других странах, которые проявляют достаточную активность в Центральной Азии. Благодаря экономическому поясу, своему собственному Шелковому пути, мы видим, как Китай стремится развивать инфраструктуру и торговые связи. Мы не исключаем возможность, что данная инициатива может дополнить наши усилия и усилия международного сообщества в интересах более безопасного, стабильного и процветающего будущего для всего региона.
Россия имеет исторические связи с Центральной Азией. К сожалению, действия России в Украине не способствуют созданию более безопасного, стабильного и процветающего будущего для стран данного региона. Нахождение российской экономики на пороге рецессии в современном взаимосвязанном мире означает, что проблемы России пагубно повлияли и на ее экономических партнеров.
Мы знаем, что Россия по-прежнему будет основным экономическим фактором в регионе. Однако, в настоящее время страны Центральной Азии находятся в лучшем положении, так как у них появилась возможность решить для себя, хотят ли они видеть дальнейшее экономическое развитие, расширение торговых связей, а также углубить свою интеграцию в глобальные рынки.
Расширение Евразийского экономического союза, например, не должно идти в ущерб способности стран региона выполнять свои существующие международные обязательства, включая обязательства перед Всемирной торговой организацией, которая не должна ограничивать их способность вступать в другие двусторонние или многосторонние торговые отношения.
Я еще раз хочу подчеркнуть важность выполнения странами данного региона мер по диверсификации и расширению торговли и коммерческих перспектив. Основные события, произошедшие только за последние два месяца, наглядно показали нам уровень интереса центрально азиатских государств, которые намерены изменить свое экономическое будущее в лучшую сторону.
В декабре, высокопоставленные чиновники из Афганистана, Пакистана, Таджикистана и Кыргызской Республики встретились в Стамбуле для заключения соглашения, устанавливающего цену продажи гидроэнергетики Центральной Азии для поддержания экономического роста в Афганистане и Пакистане - создание устойчивого регионального энергетического рынка. В январе, должностные лица из Афганистана, Пакистана и Таджикистана договорились предпринять шаги для устранения торговых и транзитных барьеров, что позволило бы осуществить свободное движение товаров во всем регионе. Позже в этом месяце, страны региона соберутся в Ашхабаде, чтобы обсудить вопросы региональной инфраструктуры.
Глядя на страны Центральной Азии, США будут продолжать поддерживать усилия по укреплению региональной экономической связи. Сегодняшнее внимание на взаимосвязь Центральной Азии с прикаспийскими странами, Кавказом, Турцией, Европой важно не только для США, но и для будущего стран всего региона.
Перевод Рустама Гасымова
ANN.Az
Следите за нами в социальных сетях !